Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1416
Title: Фахова компетентість інженера-програміста в умовах зміни стандартів освіти
Other Titles: Профессиональная компетентость инженера-программиста в условиях измений стандартов образования
Professional competence of a software engineer under conditions of changing educational standards
Authors: Седов, Віктор Євгенович
Седов, Виктор Евгеньевич
Sedov, Viktor
Keywords: професійна компетентність
професіоналізм
фахова компетентність
фахова компетентність інженера-програміста
стандарти вищої освіти
профессиональная компетентность
профессионализм
специальная компетентность
специальная компетентность инженера-программиста
стандарты высшего образования
professional competence
professionalism
profession-related competence
profession-related competence of a software engineer
higher education standards
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Седов, В. Є. Фахова компетентність інженера-програміста в умовах зміни стандартів освіти / В. Є. Седов // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 6. – С. 71-75.
Abstract: Сектор економіки, пов’язаний із галуззю інформаційних технологій, постійно зростає та потребує фахівців, однак має певну специфіку: висока конкуренція, особливо серед початківців; швидка зміна технологій; робота в команді та ін. Саме тому важливим є визначення сутності поняття «фахова компетентність інженера-програміста», що є підґрунтям для побудови методичної системи підготовки конкурентоспроможних ІТ- фахівців, затребуваних на ринку праці. В статті проаналізовано зміни у системі стандартів вищої освіти та підходи до трактування досліджуваного поняття.В современных условиях постоянно расширяется сектор экономики, связанный со сферой информационныхтехнологий, что обусловливает возрастающую потребность в IТ-специалистах, способных ориентироваться в изменяющихся потребностях рынка труда в этой сфере. Последняя имеет определенную специфику: высокая конкурен- ция, особенно среди начинающих программистов; быстрая смена технологий; навыки роботы в команде; хорошее владение английским языком и другие. Именно система образования должна обеспечить подготовку таких специалистов, что привело к изменениям в подходах к системе стандартов высшего образования. Для построения методической системы подготовки конкурентоспособных IТ-специалистов, востребованных на рынке труда, важным является определение сути понятия «профессиональная компетентность инженера-программиста». В статье проанализи- рованы изменения в системе стандартов высшего образования, определено значение компетентностного подхода как базового в процессе подготовки инженеров-программистов, поскольку данный подход является практикоориентированным и наилучшим образом обеспечивает формирование компетентностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности выпускника вуза. Также в результате исследования психолого-педагогической литера-туры установлено, что разные ученые трактуют понятие «профессиональная компетентность» как личностную ком- плексную систему и основу профессионального становления; индивидуальную характеристику уровня соответствия специалиста профессиональным требованиям и составляющую профессионализма специалиста; систему общих компетентностей современной личности. В то же время в стандартах высшего образования трактовка профессиональной компетентности ограничивается пониманием данного понятия как совокупности теоретических и практических знаний, приемов, методов работы, которые обеспечивают качественное выполнение трудовой деятельности. Таким образом, профессиональная компетентность рассматривается как предметно-специфическая, т.е. компетентность, определяющая специфику образовательной программы и квалификацию выпускника, индивидуальность каждой образовательной программы. Учитывая быструю смену технологий и особенности профессиональной деятельности будущего инженерапрограммиста, именно внутренняя мотивация к эффективной профессиональной деятельности и рефлексия являются базой для профессионального развития личности, т.е. эти две составляющие являются гарантией формирования профессиональной компетентности, становления личности профессионала, творческой профессиональной деятельности. С нашей точки зрения, профессиональная компетентность будущего инженера-программиста – это интегральная характеристика личности профессионала, которая включает сформированные внутренние мотивы выбора данного вида трудовой деятельности и постоянного профессионального самосовершенствования, качественные психофизиологические изменения и формирование «Я-концепции» под влиянием профессиональной деятельности, определенный уровень сформированности специальных (предметных) компетенций по профессии.Currently, the economic sector connected with IT sphere is steadily developing, which determines the increasing demand for IT specialists capable to deal with changing labour market demands in this sphere. The latter has its specific character: high level of competition, especially among beginners; rapid changes of technologies; teamwork skills; good command of the English language, etc. It is the education system which should provide training of these specialists; thus, it has caused some changes in the approaches to the system of higher education standards. For the formation of the system of training competitive IT specialists who are in-demand at the labour market, it is important to define the concept of “professional competence of a software engineer”. The paper presents the review of the changes in the system of higher education standards; the significance of competence-based approach as a basis for the process of training software engineers has been determined. This approach is practice-oriented and provides the formation of competences required for the graduates’ successful work in the best way. The results of the review of psycho-pedagogical literature has made it possible to find out that different researchers define professional competence as a personal composite system and basis for professional development; individual characteristics of the level of specialist’s complying with professional requirements and a component of specialist’s expertise; the system of general competences of a contemporary personality. At the same time, in higher education standards professional competence is considered as a set of theoretical and practical knowledge, methods of work and working practices, which provide high-quality work performance. Therefore, professional competence is regarded as subject-specific, i.e. the competence that determines the specific character of educational programme and graduate’s qualification, individuality of every educational programme. Considering rapid changes of technologies and peculiarities of future software engineer’s work, inner motivation for efficient work and self-reflection are the basis for personality’s professional development, i.e. these two components provide the formation of professional competence, specialist’s personality becoming, creative professional activity. In our opinion, professional competence of a future software engineer is an integral characteristics of his/her personality including formed inner motives for choosing this specific kind of work and constant professional self-development, qualitative psycho-physiological changes and the formation of self-concept under the impact of professional activity, the certain level of development of specific (subject) competences in the profession.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1416
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Седов В. Є..pdf312.78 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.