Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1399
Title: Розвиток музично-ритмічних здібностей як складової індивідуальних творчих здібностей майбутніх педагогів-хореографів
Other Titles: Развитие музыкально-ритмических способностей как составляющей индивидуальных творческих способностей будущих педагогов-хореографов
Development of music and rhythmic abilities as a part of individual creative abilities of future choreography teachers
Authors: Бикова, О. В.
Быкова, О. В.
Bykova, O.
Keywords: ритміка
музичне мистецтво
майбутні педагоги-хореографи
музично-ритмічні здібності
хореографія
творчий потенціал
мистецтво танцю
ритм
музыкально-ритмические способности
ритмика
музыкальное искусство
танец
индивидуальные творческие способности
хореография
ритмика и музыкальное движение
music and rhythmic abilities
eurythmic
music ar
dance
individual creative abilities
choreography
choreography
eurythmics and musical movement
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Бикова, О. В. Розвиток музично-ритмічних здібностей як складової індивідуальних творчих здібностей майбутніх педагогів-хореографів / О. В. Бикова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 6. – С. 40-45.
Abstract: У статті на основі проведеного аналізу літературних джерел розглянуто значення мистецтва танцю і музики у розвитку музично-ритмічних здібностей майбутніх педагогів-хореографів. Запропоновано власне визначення поняття «музично-ритмічні здібності майбутніх педагогів-хореографів». Виокремлено їх структурні компоненти. Проаналізовано курс «Ритміка та музичний рух» у розвитку зазначених здібностей. С точки зрения многих ученых, музыкально-ритмические способности – это индивидуальная психологическая особенность индивида, отвечающая за успешное выполнение им музыкальной деятельности. Качества, которые формируются под влиянием развития указанных способностей, носят универсально-личностный характер, способный сказаться в любом виде в дальнейшей профессиональной деятельности. Мы считаем, что музыкальноритмические способности будущих учителей хореографии раскрываются и формируются только в активной творческой деятельности, при наличии исследовательского стиля мышления и при лишении подражания и шаблона в действиях. Анализируя научные труды известных психологов и педагогов, мы дали свое определение музыкальноритмическим способностям будущих педагогов-хореографов: индивидуально-психологические особенности личности, обусловливающие успешное функционирование музыкально-ритмической деятельности, которая выражается в умении выражать с помощью движений эмоциональную образность музыки. Дальнейшее изучение и синтез научной литературы позволил выделить в структуре анализируемой проблемы три основных компонента, которые образуют ядро музыкально-ритмических способностей будущих учителей хореографии: музыкально-ритмическая память, чувство ритма, музыкальное ощущение и восприятие. В ходе практического исследования нами всесторонне изучалась система музыкально-ритмического воспитания Э. Жак-Далькроза как универсальная система в сфере общего воспитания гармонично развитой личности. В рамках дисциплины «Ритмика и музыкальное движение» анализировалось значение курса в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений. Было выяснено, что в основе дисциплины «Ритмика и музыкальное движение» лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения. Ритмика – это начало, база, толчок для физической формы студентов, для будущего стиля и ритма их жизни. Ритмика способствует гармоничному развитию личности, достижению духовного и физического совершенства. Также была определена главная цель изучаемого предмета, которая заключается в формировании творческого, профессионально грамотного специалиста в области хореографического и музыкально-ритмического воспитания. В ходе учебного процесса было выявлено комплексное воздействие на студентов, а именно: повышение общей и специальной хореографической подготовленности; обогащение профессиональными знаниями, умениями и навыками, воспитание личности учителя. В статье также анализируются индивидуальные творческие способности студентов, которые проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивают создание субъективно нового в той или иной области. Во время развития индивидуальных творческих способностей будущих педагогов-хореографов в процессе профессиональной подготовки происходит актуализация указанных способностей, формирование творческого мышления, что и определяет возможность творческой самореализации и саморазвития. В процессе развития творческих способностей самореализуется личность, что является важным в становлении личности профессионала.Many scientists consider music and rhythmic abilities to be an individual psychological characteristic of a person responsible for the successful performance of music activities. Features, which are formed during the development of these abilities, have general and personal character that can affect any kind of further sphere of professional activities. We consider that music and rhythmic abilities of future Choreography teachers are formed and developed only in the process of active creative work, if they have exploratory thinking and there is no imitation and they do not follow any patterns in their activities. Having reviewed famous psychologists’ and pedagogues’ scientific works we present our own definition of music and rhythmic abilities of future Choreography teachers, which is individual-psychological personal characteristics determining the successful performance of music and rhythmic activities, expressed in ability to show emotional imagery of music with the help of movements. We have also defined the following three basic components in the structure of the phenomenon, which form the heart of music and rhythmic abilities of future Choreography teachers: music and rhythmic memory, sense of rhythm, sense and music perception. We have also carefully examined the system of music and rhythmic education of Emil Jaques-Dalcroze as a universal system in the sphere of general education of a harmoniously developed personality. The meaning of the course of «Eurythmics and musical movement» in professional training of university students was also reviewed in the article. We discovered that the principle of integral, active and emotional perception of music and close correlation between music and movement make the basis of the subject «Eurythmics and musical movement». Eurhythmics is the basis and momentum for students’ physical form and their future lifestyle. It contributes to the harmonious development of a personality and the achievement of moral and physical perfection. It should be noted that individual creative abilities of future Choreography teachers are revealed in the interest, drive and emotional attitude to creative work, in the quality of knowledge, the level of the development of logic and creative thinking, imagination, independence and persistence in creative search. During the development of individual creative abilities of future Choreography teachers in the process of professional training the actualization of the above mentioned abilities is taking place, which determines the opportunity of creative selfrealization and self-development. In the process of the development of creative abilities a person gets the chance of selfrealization which is important in the formation of professional’s personality.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1399
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Бикова О. В..pdf310.95 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.