Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1316
Title: Індивідуальні освітні траєкторії як засіб підвищення інформаційної культури майбутніх учителів
Other Titles: Индивидуальные образовательные траектории как средство повышения информационной культуры будущих учителей
Individual educational trajectories as means of enhancement of infopmation culture of future teachers
Authors: Рой, Софія Дмитрівна
Рой, София Дмитриевна
Roi, Sofiia
Keywords: інформаційна культура
індивідуальна освітня траєкторія
індивідуальний освітній маршрут
індивідуальна освітня програма
майбутні вчителі
информационная культура
индивидуальная образовательная траектория
индивидуальный образовательный маршрут
индивидуальная образовательная программа
будущие учителя
information culture
individual educational trajectory
individual educational route
individual educational programme
future teachers
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Рой, С. Д. Індивідуальні освітні траєкторії як засіб підвищення інформаційної культури майбутніх учителів / С. Д. Рой // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 4. – С. 59-64.
Abstract: У статті розглянуто сутність понять «інформаційна культура особистості» та «індивідуальна освітня траєкторія». Під інформаційною культурою фахівця розуміємо інтегральне особистісне утворення, що містить знання, вміння та навички щодо володіння сучасними інформаційними технологіями. Індивідуальну освітню траєкторію трактуємо як вид індивідуалізації та диференціації навчання, що проявляється у виборі студентом змісту, цілей, методів і засобів навчання відповідно до його інтересів, здібностей та мотивацій, яка реалізується у співробітництві з викладачем. Окреслено шляхи підвищення інформаційної культури майбутніх учителів за допомогою індивідуальних освітніх траєкторій у процесі вивчення іноземної мови.Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием информационных технологий и необходимостью подготовки будущих специалистов к их использованию, а также необходимостью обеспечения будущего специалиста необходимыми навыками и умениями для эффективного труда в информационном обществе. В связи с этим большое значение приобретает исследование информационной культуры личности. Высокий уровень культуры этого типа обеспечивает способность специалиста находить и обрабатывать необходимую информацию, осваивать новые информационные технологии и совершенствовать профессиональные навыки. Таким образом, формирование информационной культуры будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки является важнейшей задачей современного образования. Цель исследования заключается в теоретическом обосновании методики приме- нения индивидуальных образовательных траекторий как средства повышения информационной культуры будущих учителей. Под информационной культурой специалиста понимаем интегральное личностное образование, включающее в себя знания, умения и навыки владения современными информационными технологиями. Выделено три похода к трактовке понятия «индивидуальная образовательная траектория»: личностный, личностнопроцессуальный и программный. Также рассмотрена взаимосвязь понятий «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная программа». В данном исследовании считаем понятия «индивидуальная образовательная траектория» и «индивидуальный образовательный маршрут» тождественными, выделяя, однако, понятие «индивидуальная образовательная программа». Индивидуальную образовательную траекторию (маршрут) понимаем как вид индивидуализации и дифференциации обучения, который проявляется в выборе студентом содержания, целей, методов и средств обучения в соответствии с его инте- ресами, способностями и мотивациями, который реализуется в сотрудничестве с преподавателем. Индивидуальную образовательную программу трактуем как учебный план, разработанный с учетом индивидуальных особенностей ученика, который является основой индивидуального образовательного маршрута. В рамках исследования был определен уровень информационной культуры будущих учителей. В связи с низким уровнем информационной культуры студентов была предложена трехэтапная система его повышения на уроках иностранного языка с использовани-ем индивидуальных образовательных траекторий. Первый этап предполагает использование индивидуальных траекторий адаптивного типа и выполнение заданий репродуктивного типа. На втором этапе используются развивающие индивидуальные траектории и задания продуктивного типа. Третий этап строится на творческих индивидуальных траекториях и выполнении творческий заданий. Итоговым результатом считаем наличие у студентов умений и навыков обращения с информационными технологиями и способность к творческому их использованию.Relevance of the research is caused by rampant development of information technologies and the need for training future specialists to use them, for providing future specialists with necessary skills and abilities for effective work in information society. In this regard, the great value gets the research of personal information culture. High level of the above mentioned culture provides specialists’ ability to find and process necessary information, to master new information technologies and to improve their professional skills. Thus, the formation of future specialist’s information culture in the course of training is the most important problem of modern education. The purpose of the research is to justify theoretically the use of individual educational trajectories as means of improving the information culture of future teachers. Information culture of a specialist is considered as an integral personal formation that includes knowledge and skills of using modern information technologies. There are three main approaches to defining the nature of the concept of an “individual educational trajectory”: personal, personal and procedural, programme. The interrelation of the concepts of “individual educational trajectory”, “individual educational route”, and “individual educational programme” is also considered. In this research we consider the concepts of “individual educational trajectory” and “individual educational route” identical, highlighting however the concept of “individual educational programme”. We consider an individual educational trajectory (route) as a type of individualization and differentiation of training which is shown in students’ choice of contents, the purposes, methods and tutorials according to their interests, abilities and motivations, which is implemented in cooperation with a teacher. An individual educational program is considered as a curriculum developed with the account of personal characteristics of a student which is a basis of an individual educational route. As part of the current research, the level of information culture of future teachers has been determined. Due to its low level, a three-stage system of enhancing the above mentioned culture at the foreign language lessons with the use of individual educational trajectories has been offered. The first stage involves the use of individual trajectories of an adaptive type and reproductive tasks. At the second stage the developing of individual trajectories and tasks of productive type are used. The third stage is based on the creative individual trajectories and creative tasks. As a result, the students should have formed abilities and skills of dealing with information technologies and their creative use .
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1316
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Рой С. Д..pdf253.63 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.