Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1186
Title: Емоційний компонент набутої безпорадності працівників ДСНС України
Other Titles: Эмоциональный компонент приобретенной беспомощности сотрудников ГСЧС Украины
Emotional component of acquired helplessness among employees of state emergency service of Ukraine
Authors: Попов, В. М.
Попов, В. М.
Popov, V. M.
Keywords: набута безпорадність
емоційний компонент
тривожність
депресія
працівники ДСНС України
приобретенная беспомощность
эмоциональный компонент
тревожность
депрессия
сотрудники ГСЧС Украины
acquired helplessness
emotional component
anxiety
depression
employees of State Emergency Service of Ukraine
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Моргун В. Ф. Психодіагностичний супровід особистості у ситуаціях професійного самовизначення / В. М. Попов // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 2-3. – С. 169-173.
Abstract: Статтю присвячено вивченню проблеми набутої безпорадності у працівників ДСНС України. Теоретикоемпіричний аналіз проблеми збагачує знання про феномен набутої безпорадності. Проведене дослідження показало, що працівники з особистісною безпорадністю оцінюють себе пасивними, безініціативними та байдужими. Визначено, що у працівників із ситуативною безпорадністю виявлено тенденції до нерішучості, нервозності, невпевненості та напруженості. Встановлено, що працівникам з особистісною та ситуативною безпорадністю властива недостатня відповідальність. Можна сказати, що працівники, які мають високий рівень ситуативної тривожності, схильні сприймати загрозу своїй самооцінці та життєдіяльності у великому діа- пазоні ситуацій і реагувати на них вираженим станом тривожності. Проведене дослідження дозволяє розробити програми щодо психопрофілактики та психокорекції набутої безпорадності працівників ДСНС України, але не вичерпує всіх аспектів проблеми формування та розвитку набутої безпорадності.Экстремальный характер профессиональной деятельности спасателей характеризуется отрицательным влияни- ем на психику широкого спектра негативных факторов, которые часто являются причиной психических срывов, снижения профессиональной дееспособности, дезадаптации, что приводит к формированию профессиональных деструкций. Беспомощность приводит к изменению структуры деятельности личности, негативно сказывается на производительности труда и взаимодействии с коллегами. Приобретенная беспомощность – это психологический феномен, который формируется в результате длительного травмирующего опыта на основе субъективного осознания неподконтрольности событий под влиянием деструктивных факторов внешней среды и внутриличностных факторов. Она имеет тенденцию к генерализации на другие сферы деятельности, проявляется в двух видах – ситуативной и личностной. Статья освящена изучению проблемы приобретенной беспомощности у сотрудников ГСЧС Украины. На основе анализа психологической литературы нами выделено четырехкомпонентную структуру феномена приобретенной беспомощности, включая когнитивный, моциональный, мотивационный и волевой компоненты. Цель научной работы заключается в исследовании эмоционального компонента выученной беспомощности. В отечественной психологической литературе вопрос формирования и проявления приобретенной беспомощности среди спасателей является малоизученным и недостаточно рассмотренным. Отсутствие контроля над действиями вызывает эмоциональный дефицит, который приводит к формированию состояния подавленности и депрессии. Опыт бесконтрольности приводит к тому, что беспомощность влияет на поведение и в других ситуациях. Депрессивные люди знают по опыту, что они не могут контролировать негативные сложные ситуации, так как они считают себя беспомощными. Беспомощность разрушает и осложняет социальное общение и межличностный контакт. Проведенное исследование показало, что сотрудники с личностной беспомощностью считают себя пассивными, безынициативными и равнодушными. Определено, что у сотрудников с ситуативной беспомощностью выявлены тенденции к нерешительности, нервозности, неуверенности и напряженности. Установлено, что сотрудникам с личностной и ситуа- тивной беспомощностью свойственна недостаточная ответственность. Можно сказать, что сотрудники, имеющивысокий уровень ситуативной тревожности, склонны оспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать на них выраженным состоянием тревожности. Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования и развития приобретенной беспомощности. Проведенный теоретико-эмпирический анализ данной проблематики обогащает знания о феномене выученной беспомощности. Исследование позволяет разработать программы по психопрофилактике и психокоррекции приобретенной беспомощности спасателей.The extreme nature of the professional activity of rescuers has a negative impact on the psyche of a wide range of negative factors, which often cause mental breakdowns, reduction of professional capacity, maladjustment, which leads to the formation of professional destruction. Helplessness leads to a change in the structure of individual activities, a negative impact on productivity and interaction with colleagues. Acquired helplessness is a psychological phenomenon, which is formed as a result of prolonged traumatic experience on the basis of subjective awareness of the lack of control of events under the influence of destructive environmental factors and intrapersonal factors. Learned helplessness is a tendency to generalize to other areas of activity, manifested in two forms – situational and personal. The article deals with the issue of acquired helplessness of employees of State Emergency Service of Ukraine. Basing on the review of the psychological literature there has been allocated a four-component structure of the phenomenon of acquired helplessness, including cognitive, emotional, motivational and volitional components. The article is aimed at studying the emotional component of acquired helplessness. In domestic psychological sources the issue of acquired helplessness formation and manifestation among the rescuers is still understudied. The lack of control over the actions of causes emotional deficit, which leads to depression. Lack of control makes helplessness affect behavior in other situations. Depressive people know from experience that they cannot control the negative complex situations, as they consider themselves to be helpless. Helplessness destroys and complicates social communication and interpersonal contacts. The carried out research has shown that employees with personal helplessness consider themselves to be passive and indifferent. It has been determined that employees with situational helplessness tend to be indecisive, nervous, unconfident and strained. It has been found that employees with personal and situational helplessness are characterized by insufficient responsibility. The employees with a high level of situational anxiety tend to perceive a threat to their self-esteem and life in a vast range of situations and respond with the expressed condition of anxiety. The study does not cover all aspects of the issue of the acquired helplessness formation and development. The above theoretical and empirical analysis of this problem enriches knowledge on the phenomenon of acquired helplessness and can be useful for the development of programs for psycho-correction of rescuers’ acquired helplessness.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1186
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Попов В. М..pdf259.01 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.