Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1168
Title: Діагностика психологічної готовності до виходу на пенсію осіб пізньої зрілості
Other Titles: Диагностика психологической готовности к выходу на пенсию лиц поздней зрелости
Exmination of psychological readiness for retirement of middle aged people
Authors: Магдисюк, Л. І.
Магдисюк, Л. И.
Mahdysiuk, L. I
Keywords: напівструктуроване інтерв’ю
психологічна готовність
групове інтерв’ю
зрілість
фокус-група
діагностика
полуструктурированное
психологическая готовность
групповое интервью
зрелость
фокус-группа
диагностика
semi-structured interview
psychological readiness
group interview
middle age
focus-group
examination
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Магдисюк, Л. І. Діагностика психологічної готовності до виходу на пенсію осіб пізньої зрілості. / Л. І.Магдисюк //Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 2-3. – С. 144-148.
Abstract: У статті розкривається процедура та методика проведення напівструктурованого інтерв’ю при дослідженні психологічної готовності осіб пізньої зрілості до виходу на пенсію. Представлено правила складання запитань при розробці напівструктурованого інтерв’ю, приклади основних запитань при роботі з особами пізньої зрілості. Описано основні етапи, завдання та вимоги щодо проведення та організації напівструктурованого інтерв’ю у фокус-групах.В современном обществе продолжает развиваться все больший интерес к активной творческой личности, которая воспринимает и получает новый опыт в понимании и освоении окружающего мира, решении жизненных проблем. Завершение профессиональной деятельности в результате выхода на пенсию обязательно влияет на физиче- ское и психическое здоровье человека, который переживает резкие изменения в социальном статусе, чувствует профессиональную изолированность, что вызывает необходимость в адаптации к новым условиям жизни. Жизнь человека с самого начала и до конца является адаптацией к окружающей среде. Психологическая адаптация осуществляется путем приспособления личности к существующим в обществе требованиям в процессе согласования индивидуальных ценностей, убеждений и общественных норм. Анализ отечественных исследований феномена психологической готовности личности к пенсии указывает на отсутствие надежных и валидных методических инструментов. Стоит отметить, что психологическая готовность к пенсии характеризуется высоким уровнем силы процессов торможения, подвижности нервных процессов, адаптивности, коммуникабельности, консерватизма и тревожности.Учитывая задачи изучения психологической готовности личности к пенсии, результаты теоретического и эмпирического анализа проблемы, был выбран метод полуструктурированного интервью психолингвистического исследования этой проблемы. Полуструктурированное интервью имеет преимущества по сравнению с анкетированием, увели- чивает точность измерения, так как непосредственное общение психолога и испытуемого во время интервью создает предпосылки для возникновения взаимного доверия, безопасности и эмоционального принятия. Целью нашего по-луструктурированного интервью является предоставление возможности свободно рассказать о своей жизни, семье, в частности родительской, обучении, семейной жизни, работе, а также высказаться о своем опыте достижения периода выхода на пенсию, определить, что именно беспокоит больше всего в этот период. Во время интервью респондентов просили рассказать об их трудовой деятельности, включая образование, карьеру, повышение квалификации, и как изменилась жизнь с приближением достижения пенсионного возраста, и изменилась она в целом. Для решения поставленных задач нами был выбран метод фокус-групп, который можно кратко определить как групповое полуструктурированное интервью, проходящее в форме серий групповых дискуссий, во время которых участники «фокусируют» на вопросах, интересующих исследователя для получения от них субъективной информации. Методика проведения организовывалась согласно определенной процедуре фокус-опрос.Retirement affects physical and psychic health of a person, who is going through the great changes of social status, feeling professional isolation, which causes the necessity of adjusting to the new life conditions. Human life is considered to be the adjustment to the environment from the very beginning and to the very end. Psychological adjustment is effected by the means of adaptation of a person to the present social demands in the process of matching individual values and social standards. The review of domestic studies of the phenomenon of psychological readiness of a person for the retirement highlights the lack of favourable and valid methodological instruments. It stands to mention that psychological readiness for the retirement is characterized by the high level of the strength of inhibitory processes, motility of the nervous processes, adaptability, sociability, conservatism and anxiety. Considering the tasks of studying the issue of psychological readiness of a person for the retirement and the results of the theoretical and empirical researches, the method of semi-structured interview for a psycholinguistic study of the problem has been chosen. The semi-structured interview has some advantages, and compared with a questionnaire, it increases the measuring accuracy because face-to-face communication of a psychologist and surveyed during the interview makes conditions for starting mutual confidence, safety and emotional acceptance. The purpose of the semistructural interview is to afford ground for speaking about one’s life and family without restraint, especially about parents, education, family life, work, as well as express one’s opinion about one’s experience of reaching the retirement age, and determine what bothers one during this period of time. In the course of interviewing the respondents have been asked to tell about their professional experience which includes education, career, advanced professional training, and the way their life has changed with the approaching to the retirement age, and whether their life has changed on the whole. To achieve the objectives,there have been chosen the method of focus-groups, which can be laconically described as group semi-structured interview having a format of group discussion sessions during which the participants are focused on the issues on the researchers’ interest to acquire subjective information from the surveyed. The performance method is organized according to the stated procedure of focus-questioning.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1168
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Магдисюк Л. І..pdf239.7 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.