Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1096
Title: Формування пізнавальної мотивації молодших школярів у позаурочній діяльності
Other Titles: Формирование познавательной мотивации младших школьников во внеурочной деятельности
Forming cognitive motivation of primapy school students in extracurricular activities
Authors: Герасименко, Л. В.
Сабадир, K. M.
Keywords: навчальна мотивація
критичне мислення
пізнавальна діяльність
познавательная мотивация
критическое мышление
познавательная деятельность
educational motivation
critical thinking
cognitive activity
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Герасименко, Л. В. Формування пізнавальної мотивації молодших школярів у позаурочній діяльності / Л. В. Герасименко, К. М. Сабадир // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 2-3. – С. 110-115.
Abstract: Стаття присвячена визначенню сутності критичного мислення як необхідної складової формування пізнавальної мотивації молодших школярів. Висвітлено особливості критичного мислення. Досліджено вплив стратегій розвитку критичного мислення у позаурочній діяльності на пізнавальну мотивацію молодших школярів.Основными задачами школьного образования в Украине является направленность на гуманизацию и демократизацию всего учебного процесса в школе. Социальные изменения определяют новые приоритеты обучения и воспитания, требующие формирования инициативной личности, способной к рациональному творческому труду, вносящей новые идеи во все сферы жизни. Поэтому важной задачей современного образования является развитие критического мышле-ния школьников. Младший школьный возраст имеет большие резервы формирования мотивационной сферы учениякоторые необходимо использовать, чтобы избежать «мотивационного вакуума» при переходе в среднюю школу. В этом возрасте главное содержание мотивации заключается в том, чтобы научить ребенка учиться. Младший школьный возраст – начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит дальнейшая судьба ребенка. Перед педагогами современной школы стоит достаточно важная задача – найти новые пути формирования положительной мотивации школьников к осуществлению учебной деятельности. Успешность и эффективность формирования познавательной мотивации учащихся зависят от форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Приоритетными в этом отношении становятся современные педагогические технологии,интерактивные методы обучения, информационные компьютерные технологии, презентации, которые обеспечивают активные формы деятельности учащихся, привлекают их к творческому процессу познания, исследованиюпроблем, формированиюсобственного мнения и самореализации. Одним из эффективных приемов формирования познавательной мотивации младших школьников является развитие критического мышления, которое расширяет их познавательную деятельность, учит выделить проблему, которую необходимо самостоятельно решить, логически построить свои мысли, привести убедительную аргументацию; развивает способность мыслить мобильно, быть открытым для восприятия мнения других и одновременно принципиальным в отстаивании своей позиции. Внеурочные занятия позволяют отойти от жесткой структуры урока, обсудить морально-этические темы. Для активизации критического мышления были предложены такие способы: мозговой штурм, «ассоциативный куст», предвидение (по названию, рисунку, фрагменту фильма), составление таблиц предвидения, управляемое чтение, предварительная оценка собственных знаний относительно рассматриваемой темы, дискуссии с использованием Т-схем, составление таблиц самонаблюдения. Для проверки влияния занятий развитий критического мышления на познавательную мотивацию школьников было проведено эмпирическое исследование. Эксперимент позволил доказать позитивное влияние способов развития критического мышления на познавательную мотивацию. У детей актуализировалось желание учиться, они стали более заинтересованы как в процессе познаватель- ной деятельности, так и в ее конечном результате. У учеников возросла концентрация внимания. Школьники начали охотнее высказывать свое мнение, дополнительно находить новую информациюThe main task of school education in Ukraine is the orientation at humanization and democratization of the whole educational process at school. Social changes define new priorities of education and upbringing, requiring the development of ambitious, self-motivated individuals, capable of rational creative work, bringing new ideas in all spheres of life. Therefore, an important task of modern education is the development critical thinking in school students. Primary school age is considered as the early formation of learning motivation. A modern school teacher faces an important task of finding new ways of forming positive motivation in children to implement the educational activity. The success and efficiency of the development and formation of primary school students’ cognitive motivation depend on the forms and methods of the educational process organization. In this regard modern teaching technologies, interactive teaching methods are of an extreme significance. One of the most effective methods of forming informative motivation in primary school students is the development of critical thinking, which enhances their cognitive activity, teaches to build their thoughts logically, etc. In order to assess the impact of the strategies of critical thinking on primary school students’ cognitive motivation an experiment involving 57 children who study at the 2nd grades of Kremenchuk specialized boarding school #21 has been conducted. The semester-long investigation has been carried out during the extracurricular time, which allowed moving away from the rigid structure of a lesson, discussing moral and ethical issues. The following methods have been used for the activation of critical thinking in primary school students: brainstorming, “Associative bush”, foresight (by name, a picture, a fragment of a film), a composition of prediction tables, controlled reading, a preliminary assessment of one’s own knowledge on the topic, drafting introspection tables. The experiment has proven the positive impact of critical thinking development on the formation of children’s cognitive motivation. As a result children have become more interested in the process of cognitive activity and succeeded in it.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1096
ISSN: 2311-8486
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Герасименко Л. В., Сабадир К. М..pdf253.23 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.