Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1095
Title: Psychological peculiarities of students’ social maturity
Other Titles: Психологічні особливості соціальної зрілості студентів
Authors: Bilous, R. M.
Pysarenko D. O.
Keywords: social maturity
socialization
independence
respect to others
optimism
социальная зрелость
социализация
активность
ответственность
самостоятельность
уважение к другим
оптимизм
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Білоус Р.M. Психологічні особливості соціальної зрілості студентів ./ Білоус Р. M., Писаренко Д. О // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 2-3. – С. 106-109.
Abstract: The article deals with psychological peculiarities of the main components of modern students’ social maturity. The relevance of verifying the levels of social maturity is explained by the non-stable conditions of the country’s development. The theoretical review of both domestic and foreign scientific sources on the problem of social maturity is performed. This made it possible to define “social maturity” as a certain level of forming the values, knowledge, skills and ethical qualities, which are enough for voluntary, skilful and responsible performing of all social roles formed as a result of personality development. The results of the empirical research aimed at studying the main components of social maturity (such as activity, independence; respect for others, optimism) are presented.Нестабильность социально-экономических условий в современной Украине усиливает возможность возникновения ситуаций, связанных со стрессами, конфликтами и изменением социальных ролей, что требует от личности немедленного принятия решений, планирования своей жизни, умения владеть собой, строить отношения с окружающими, а также обладать качествами, позволяющими эффективно реализовывать себя в профессиональных и социальных сферах. Целью статьи является рассмотрение основных подходов к понятию социальной зрелости в современной психологии и выявления ее психологических особенностей у студентов. В статье систематизированы взгляды ведущих ученых относительно определения понятия социальной зрелости, что позволило конкретизировать социальную зрелость личности как определенный уровень сформированности установок, знаний, умений и этических качеств, достаточный для добровольного, умелого и ответственного выполнения всей совокупности социальных ролей, сформировавшийся в результате становления личности. Рассмотрены основные компоненты социальной зрелости и установлено влияние уровня развития активности, самостоятельности, ответственности, уважения к другим, оптимизма на социальную зрелость в студенческом возрасте. Отмечена актуальность выяснения уровней социальной зрелости в условиях современного развития страны. В эксперименте принимали участие студенты первого и второго курсов Кременчугского национального университета им. Михаила Остроградского по направлениям подготовки «Психология» и «Информатика». Всего опрошено 60 человек (30 психологов и 30 информатиков). В исследовании, которое проводилось в феврале-марте 2016 года, были использованы следующие методики: тест «Уровни социализации личности» Р. И. Мокшанцева, «Опросник жизненной позиции» по Э. Берну, опросник коммуникатив- ной толерантности В. В. Бойко, методика определения общей самооценки Г. Н. Казанцевой, методика определения уровня ответственности по М. В. Савчину и методика «Якоря карьеры» Э. Штейна. По результатам исследования установлено: гуманитарии имеют более низкий уровень социализации в отличие от студентов технического направления; независимо от профиля подготовки: ведущей жизненной позицией студентов является положительное отношение к себе и другим; низкая самооценка; средний уровень ответственности; для психологов актуальны служение людям и интеграция стилей жизни, а для информатиков – место работы.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1095
ISSN: 2311-8486
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Bilous R. M., Pysarenko D. O..pdf228.38 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.