Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1026
Title: Трансформація здатності до турботи про ближнього у професійному навчанні студентів-психологів
Other Titles: Трансформация способности к заботе о ближнем в профессиональном обучении студентов-психологов
Transformation of the ability to care about other people in training studenn\ts-psychologists
Authors: Пивоварчик, Ірина Михайлівна
Пивоварчик, Ирина Михайловна
Pyvovarchyk, Iryna Mykhailivna
Keywords: здатність
турбота
емпатія
толерантність
альтруїзм
професійно важливі якості
професійне навчання
майбутній психолог
способность
забота
эмпатия
толерантность
альтруизм
профессионально-важные качества
профессиональное обучение
будущий психолог
ability
care
empathy
tolerance
altruism
professionally important qualities
future psychologist
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Пивоварчик, І. М. Трансформація задтності до турботи про ближнього у професійному навчання студентів-психологів / І. М. Пивоварчик // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 2-3. – С. 25-33.
Abstract: У статті розглядається проблема трансформації здатності до турботи про ближнього у професійному навчанні майбутніх психологів. Визначено поняття турботи як інтегральної особистісної характеристики студента-психолога, яка відображає його готовність до професійної діяльності та впливає на її ефективність. Проведено аналіз психологічного змісту здатності до турботи про ближнього. Підібрано та обґрунтовано комплекс адекватних методик, спрямований на дослідження трьох компонентів здатності до турботи про ближнього. Емпірично продемонстровано інтегративний характер досліджуваних складових здатності до турботи про ближнього.В статье осуществлен анализ проблемы трансформации способности к заботе о ближнем в профессиональном обучении будущих психологов. Цель работы – исследование особенностей трансформации способности к заботе о ближнем у студентов во время профессионального обучения на факультете психологического образования. Определено понятие «заботы» как интегральной личностной характеристики студента-психолога, которая отражает его готовность к профессиональной деятельности и влияет на ее эффективность. Проведен анализ психологического содержания способности к заботе о ближнем. Раскрыто существующие в научной литературе представление об особенностях заботы. В структуре этого феномена нами выделены и описаны эмоционально-волевой (переживания субъекта заботы по отношению к тому, о ком он заботится, к процессу, результату заботы и к себе как ее субъекту, волевые усилия), коммуникативно-поведенческий (действия, движения, поступки, вербальное и невербальное поведение, направленное на благополучие человека) и когнитивный (осознание потребностей, интересов, целей, эмоций, поведения, отношений, ценностных ориентаций лич- ности и человека в целом, которое закрепляется в знаниях, которые являются составной частью убеждений) компоненты. Подобран и обоснован комплекс адекватных методик, направленный на исследование трех компонентов способности к заботе о ближнем, в который вошли: Экспресс-опросник «Индекс толерантности», Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» и Методика диагностики уровня эмпатических способностей. В ходе проведения эмпирического исследования с применением выбранных методик было зафикси-ровано, что интегративный характер исследуемых составляющих способности к заботе о ближнем подтверждается в корреляционном исследовании как на уровне общих показателей альтруизма, эмпатии и толерантности, так и на уровне детального рассмотрения корреляционных отношений отдельных шкал, из которых состоят эти показатели. У испытуемых, независимо от степени проявления в них эмпатии, альтруизма и толерантности, отмечается тенденция к соотношению в них этих качеств, и, на наш взгляд, интеграции их в способность к заботе о ближнем. Исследовав статистически достоверные изменения в выраженности показателей, характеризующих способность к заботе, которые произошли у студентов с первого по третий годы обучения на факультете психологического образования, было отмечено, что отношение к окружающим у студентов стало более альтруистическим, толерантным и эмпатийным. Несмотря на то, что основным инструментом работы психолога является его личность, а способность к заботе выступает одной из интегральных личностных характеристик, входит в список ведущих про- фессионально важных качеств психолога-специалиста, перспективу нашего исследования мы видим в исследовании механизмов формирования способности к заботе о ближнем в пределах профессионального обучения и их имплементации.The paper focuses on the analysis of transformation of the ability to care about other people in training studentspsychologists at the faculty of psychology. The concept of „care‟ as an integral personal attribute of studentspsychologists which reflects their readiness for work and influences its effectiveness has been defined. The psychological content of care about other people has been analyzed. The idea of care peculiarities existing in academic literature has been discovered. The structure of this phenomenon includes the following components: emotional and volitional (person‟s feelings for people he/she cares about, his/her attitude towards the process and result of care and towards him/herself as a subject of care, conation), communicative and behavioural (acts, deeds, verbal and non-verbal behaviour directed at human welfare) and cognitive (awareness of needs, interests, aims, emotions, behaviour, relationships, value orientations of a personality or a person in general, which is manifested in knowledge that is an integral part of convictions). A complex of appropriate methods aimed at studying the above mentioned components of care about other people have been selected and substantiated; it included express-inventory “Index of Tolerance”, Diagnostics of Personal Attitude “Altruism-Egoism” and Methodology for Diagnosing the Level of Empathic Experience. In the course of empirical study with the use of the selected methods it was determined that the integrative type of the investigated components of the ability to care about other people is confirmed in the correlation study at the levels of general indices of altruism, empathy and tolerance as well as at the level of the detailed consideration of correlation relationships between separate scales which form these indices. Among the study participants, regardless of the level of their empathy, altruism and tolerance, there is a tendency for correlation of these qualities and, in our opinion, for their integration into the ability to care about other people. Having studied statistically significant changes in manifestation of the indicators characterizing one‟s ability for care, which took place in students of 1st -3 rd year of study at the faculty of psychology, it was discovered that the students‟ attitude towards other people have become more altruistic, tolerant and empathic. Despite the fact that psychologist‟s personality is the main tool of his/her work and the ability for care is one of integral personal characteristics, one of the major professionally significant qualities of a psychologist, prospects for further research involve studying the mechanisms of forming the ability to care about other people in the course of training and their implementation.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1026
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ірина Михайлівна Пивоварчик.pdf417.53 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.