Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1024
Title: Діагностика та корекція агресивності молодших школярів методом казкотерапії
Other Titles: Диагностика и коррекция агресивности младших школьников методом сказкотерапии
Diagnostics and correction of aggressivenss of primary schoolch by fairy therary
Authors: Сінєльнікова, Тетяна Вячеславівна
Синельникова, Татьяна Вячеславовна
Sinelnikova, Tatyana Vyacheslavovna
Ворнік, Н. О.
Ворник, Н. А.
Vornik, N. A.
Keywords: агресія
агресивність
агресивна поведінка
молодший шкільний вік
психодіагностика
корекція
казкотерапія
агрессия
агрессивное поведение
младший школьный возраст
психодиагностика
сказкотерапия
aggressiveness
aggressive behavior
primary school age
psycho-diagnostics
fairytale therapy
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Сінєльнікова Т. В. Діагностика та корекція агресивності молодших школярів методом казкотерапії / Т. В. Сінєльнікова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 2-3. – С. 10–15.
Abstract: У статті розглядається проблема агресивної поведінки в молодшому шкільному віці та особливості її корекції методом казкотерапії. Автори зазначають, що на прояви агресивної поведінки можуть впливати багато факторів, в тому числі вік, індивідуальні особливості, зовнішні фізичні та соціальні умови. Але вирішальну роль у формуванні агресивної поведінки особистості, на думку більшості дослідників, відіграє її безпосереднє соціальне оточення. Найчастіше головною причиною агресивної поведінки дітей є небажання батьків розбиратися в її мотивах, байдужість до їх емоційного світу. Крім того, відзначається ефективність застосування для корекції агресивності в молодшому шкільному віці методу казкотерапії. Представлене у статті дослідження складається з кількох етапів: констатувального та формувального експерименту. В результаті психодіагностики у групи дітей молодшого шкільного віку констатується високий рівень агресії. Проведена авторами корекційна робота з елементами казкотерапії значно знизила агресивність за всіма її показниками. Результати казкотерапії з агресивними школярами свідчать про терапевтичний, розвиваючий, корекційний та виховний ефекти казки.В статье рассматривается проблема агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и особенности его коррекции методом сказкотерапии. Авторы отмечают, что на проявления агрессивного поведения может влиять множество факторов, в том числе возраст, индивидуальные особенности, внешние физические и социальные условия. Однако, определяющую роль в формировании агрессивного поведения личности, по мнению большинства ис- следователей, играет ее непосредственное социальное окружение. Часто основной причиной агрессивного поведения детей становится нежелание родителей разбираться в его мотивах, равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Также в статье рассматриваются психологические особенности агрессивных детей и отмечается, что таких ребят отличает неадекватная самооценка – завышенная либо заниженная. Вместе с тем отмечается, что у агрессивных школьников более существенные расхождения между их самооценкой и ожидаемой оценкой со стороны сверстни- ков. Также авторы подчеркивают, что отличительной чертой агрессивных детей часто является их негативное отношение к ровесникам. Другой ребенок представляется им как конкурент, противник, как препятствие, которое необходимо устранить. В данном исследовании также отмечается эффективность использования для коррекции агрессивности в младшем школьном возрасте метода сказкотерапии. Представленное в статье исследование состоит из нескольких этапов: констатирующего и формирующего эксперимента. В результате психодиагностики у группы детей младшего школьного возраста констатируется высокий уровень агрессии. Проведенная авторами коррекционная работа с элементами сказкотерапии существенно снизила уровень агрессивности по всем ее показателям. Результаты использования сказкотерапии в работе с агрессивными школьниками свидетельствуют о терапевтическом, развивающем, коррекционном и воспитательном эффекте сказки. Авторы также подчеркивают, что использование сказки в процессе воспитания детей младшего школьного возраста не только возможно, но и необходимо в силу де- ликатности и эффективности этого метода. Рассказывание, создание и рисование собственных сказок развивает творческое воображение. Разнообразие форм работы со сказками, а также многогранность смыслов одной и той же сказки создают идеальные условия для разработки и проведения мероприятий в детских и образовательных учреж-дениях с использованием техник сказкотерапии. Дальнейшие исследования авторы видят в направлении разработок эффективных методов коррекции с помощью сказкотерапии для различных возрастных категорий.The article deals with the problem of aggressive behavior in primary school age and peculiarities of its correction by fairy tale therapy. The authors note that manifestations of aggressive behavior can be caused by many factors, including age, individual characteristics, ambient physical and social conditions. However, the decisive role in the formation of aggressive behavior of a person, according to most researchers, is played by his/her immediate social environment. Often the main cause of the aggressive behavior in children is rooted in reluctance of parents to understand its motives, indifference to emotional world of a child. Also, the article deals with psychological peculiarities of aggressive children. It has been noted that such children are characterized by inadequate self-esteem (it can be overstated or understated). Moreover, aggressive pupils tend to have more significant discord between their self-esteem and expected regard from peers. Also, the authors note that the defining feature of aggressive children is often their negative attitude towards peers. They consider other children as competitors, opponents, obstacles to be removed. The authors also note the effectiveness of the use of fairy tale therapy as a method to correct aggressiveness in primary school age. The research presented in the article involves several stages: the summative and ormative assessment. Psycho-diagnostics of the group of primary school children reveal high level of aggression. Correctional work conducted by the authors, that engaged elements of fairy tale therapy substantially reduced the level of aggressiveness in all its parameters. The results of fairy tale therapy utilization in dealing with aggressive pupils attest therapeutic, developing, correctional and educational effect of a fairy tale. The authors also emphasize that the use of fairy tales in the process of education of children of primary school age is necessary because of the sensitivity and effectiveness of this method. Storytelling, creating and drawing own stories develop creative imagination. A variety of forms of work with fairy tales, as well as the diversity of meanings of the same tale creates favourable conditions for the development and implementation of activities in child educational institutions using techniques of fairy tales therapy. The further researches are aimed at the development of effective methods of correction by means of fairy tale therapy for different age categories.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1024
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Сінєльнікова Т. В., Ворнік Н. О..pdf301.47 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.