Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/731
Title: Мотиваційні тенденції майбутніх соціальних працівників
Other Titles: Мотивационные тенденции будущих социальных работников
Motivational tendencies of future social workers
Authors: Патик, Ю. В.
Патык, Ю. В.
Patyk, Y.
Keywords: мотивація
мотив
мотиваційні тенденції
професійна мотивація
соціальний працівник
мотивация
мотив
мотивационные тенденции
профессиональная мотивация
социальный работник
motivation
motives
motivational tendencies
professional motivation
social worker
Issue Date: 2016
Publisher: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Citation: Патик, Ю. В. Мотиваційні тенденції майбутніх соціальних працівників / Ю. В. Патик // Наука і освіта: наук.-практ. журнал . – 2016. – № 1. – С. 47-50.
Abstract: У статті презентовано результати анкетування майбутніх соціальних працівників, які доводять необхідність цілеспрямованого розвитку їхніх мотиваційних тенденцій у процесі професійної підготовки у ВНЗ. Виявлені найбільш значущі для майбутніх соціальних працівників мотиваційні тенденції. Мотивация составляет основу профессионального потенциала социального работника и является одним из важнейших факторов результативности его работы. Работник в своей деятельности руководствуется не одним мотивом, а несколькими мотивационными тенденциями, это обеспечивает альтернативность выбора в принятии решений. В процессе воспитания и образования личности прививают те мотивационные тенденции, которые признаны обществом как необходимые, целесообразные и полезные. Наличие положительных мотивационных тенденций регулирует поведение работника, побуждает его к деятельности, профессиональному росту, cомосовершенствованию, отражает ценностные ориентации и формирует представление о призвании своего места в обществе. Именно поэтому мотивационные тенденции являются залогом успешного выполнения социальной работы в целом и работы с детьми с ограниченными воз- можностями в частности. Мотивацию будущего социального работника образуют его потребности, установки, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы, роли, ценности, стереотипы и тому подобное. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мотивационные тенденции предусматривают наличие положительно-эмоционального настроя в процессе взаимодействия с такими детьми; стремление к сотрудничеству с ними и их семьями; понимания и восприятия особенностей психофизического развития таких детей; стремления к профессиональному самосовершенствованию, а также организованности, направленности профессиональной деятельности на достижение поставленной цели. Цель статьи – представить результаты диагностирования мотивационных тенденций будущих социальных работников. Для выявления мотивационных тенденций у будущих социальных работников было проведено диагностирование 27 студентов 4-6 курсов Одесского национального политехнического университета, обучающихся по специальности «Социальная работа». Результаты исследования показали, что доминирующими мотивационными тенденциями в структуре личности будущих социальных работников оказались акизитивная (материальная), познавательная и трудовая мотивации; одновременно коммуникативная, нравственная, губристическая, нормативная и мотивация положительного отношения к людям не оказались значимыми для будущих социальных работников. Полученные результаты диагностики свидетельствуют о необходимости целенаправленного развития мотивационных тенденций будущих социальных работников в процессе их профессиональной подготовки в ВУЗеMotivation is the basis of the professional potential of social workers and is one of the most important factors of work efficiency. A worker is guided not by only one motive, but by several motivational tendencies, and this fact provides an alternative choice in decision-making. In the process of personality development one instills such motivational tendencies, which are recognized by the society as necessary and appropriate. Positive motivational tendencies control the behavior of a worker, prompt him/her to activity, professional growth, reflect axiological orientations and give an idea of the mission of life. That is why, motivational tendencies are a guarantee of the successful implementation of social work in general, and work with children with disabilities in particular. Future social workers’ motivation is formed of the needs, attitudes, interests, ideals, intentions, social norms, roles, values and stereotypes. When working with disabled children motivational tendencies provide the presence of positive emotional attitude in the process of interaction with these children; aspiration for cooperation with them and their families, understanding and perception of the special needs of such children; the desire for professional selfimprovement and organization, the orientation of professional work at goals achievement. In order to identify the motivational tendencies in future social workers the survey involving 27 students of 4-6 th courses, studying on the specialty «Social work», has been held in Odessa National Polytechnic University. The results of the survey have shown that the dominant motivational tendencies in the motivational structure of future social workers’ personality provide material, cognitive and work motivation; communicative, ethical, regulatory and motivation of positive attitude to people are considered to be not significant for the future social workers. The obtained results indicate the need for the purposeful development of motivational tendencies of future social workers in the course of their vocational training at higher educational institutions.
URI: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/731
ISSN: 2311-8466
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Патик Ю. В..pdf228.33 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.