Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/6191
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorКоваль, Анна Шаміліївна-
dc.contributor.authorКоваль, Анна Шамильевна-
dc.contributor.authorKoval, Anna-
dc.date.accessioned2020-01-28T14:41:00Z-
dc.date.available2020-01-28T14:41:00Z-
dc.date.issued2015-
dc.identifier.citationКоваль А. Ш. Психологічні аспекти впливу засобів масової комунікації на свідомість громадян: безпека та збиток / А. Ш. Коваль // Наука і освіта. - 2015. - №11-12. - С. 56-60.uk
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/6191-
dc.description.abstractУ статті розкрито основні психологічні аспекти діяльності засобів масової комунікації (ЗМК), представлені в науковій літературі. Позначено у вигляді загальних і вузькоспеціалізованих функцій найбільш психологізовані ас- пекти ЗМК; проаналізовано функції агента впливу, агента контрвпливу та пасивного, активного і нейтрального агентів рефлексії; виділено поведінкові, настановні, когнітивні та фізіологічні наслідки дії ЗМК.Массовая информация всегда является результатом взаимодействия конкретных людей, поэтому в ее раз- витии и анализе ее влияния на сознание граждан невозможно обойтись без современного психологического знания о личности. Основная сложность проблемы заключается в том, что реальность, которую предлагают сегодняшние СМИ, часто бывает опосредована чьим-то мнением, упрощена и не всегда предлагает человеку возможности размышления, анализа. Украинские реалии подтверждают, что в некоторых случаях эта информа- ция может быть опасна, поскольку человек принимает ее готовой, не задумываясь: определенной категории людей бывает легче погрузиться в поток информации, чем критически ее воспринимать. Цель статьи – рас- крыть основные психологические аспекты деятельности СМК, представленные в научной литературе. Наиболее психологизированным аспектом СМК выступают их функции. Ученые выделяют ряд функций, которые наибо- лее полно отражают психологические компоненты СМК: 1) коммуникативная 2) информационная; 3) непосред- ственно организационная; 4) идеологическая; 5) культурно-просветительская; 6) утилитарная; 7) рекреативная. Этими общими функциями психологическая составляющая СМК не исчерпывается, а узкоспецифические функции являются наиболее значимыми для воздействия на индивидуальное и общественное сознание, которое является одновременно и процессом, и результатом изменения поведения другого человека (объекта воздейст- вия), его установок, намерений, представлений и оценок в процессе взаимодействия с ним. На наш взгляд, дляпонимания механизмов психологических воздействий средств массовой информации на сознание граждан осо- бое значение приобретают функции агента влияния, контрвлияния и пассивного, активного и нейтрального агентов рефлексии. Любое воздействие, осуществляемое средствами массовой информации, не является само- достаточной психологической категорией. Особое значение приобретают последствия этих воздействий. Выде- ляют поведенческие, установочные, когнитивные и физиологические последствия воздействия СМК. Таким образом, СМК создают для субъекта особую реальность во множестве различных областей, ориентируясь в процессе этого на различные психологические процессы. Содержание и форма средств массовой коммуникации полностью ориентируются на психологическую манипуляцию. При успешном развитии событий они могут приводить к пассивности индивида, к состоянию инертности, которые блокируют активные действия. Ориенти- руясь на те многочисленные влияния, которые оказывают СМК на сознание гражданина, необходимо акценти- ровать внимание на их формы, пробуждающие сознание и концентрирующие внимание на общественно важ- ных проблемах.Mass media is considered as the result of a kind of specific people’s interaction, so it is impossible to analyze its development and influence on people’s minds without the modern psychological knowledge about a personality. The main difficulty of this issue is that the today’s mass information is often affected by someone’s opinion, is simplified and very often there is no possibility to consider and analyze it independently. Ukrainian realities prove that in some cases this information can be dangerous because a person takes it as it is, without thorough understanding: for some people it is easier to absorb any kind of information than to dwell upon it and to judge it. The purpose of the article is to reveal the basic psychological aspects of MMC presented in the scholarly literature. The most important psychological aspects of MMC are its functions. Scientists distinguish the following functions of MMC: 1) communicative 2) infor- mative; 3) organizational; 4) ideological; 5) culturally-educational; 6) utilitarian; 7) recreational. Moreover, some spe- cific functions of MMC are even more significant than the above mentioned common ones, especially when it concerns the influence on people’s minds. In our opinion, the functions of the agent of influence, the agent of anti-influence, as well as passive, active and neutral agents of reflection play an important role in understanding the mechanisms of the psychological impact of mass media on the consciousness of citizens. Any kind of MMC influence is not a self- sufficient psychological category. The more important thing is the consequences of this impact. There are behavioural, positioning, cognitive and physiological effects of MMC influence. Thus, MMC creates a special reality for a person in different areas, basing on different psychological processes. The content and form of MMC are oriented on the psycho- logical manipulation. They can lead to a passive, inert state of a person, which blocks his/her active actions. Consider- ing a number of MMC influences on a person’s mind, it is necessary to focus on its forms, which can awake one’s con- sciousness and concentrate the attention on socially important issues.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectзасоби масової комунікаціїuk
dc.subjectсвідомістьuk
dc.subjectвпливuk
dc.subjectпсихікаuk
dc.subjectпсихологічна безпекаuk
dc.subjectпсихологічний збитокuk
dc.subjectсредства массовой коммуникацииuk
dc.subjectсознаниеuk
dc.subjectвлияниеuk
dc.subjectпсихикаuk
dc.subjectпсихологическая безопасностьuk
dc.subjectпсихологический ущербuk
dc.subjectmass media communicationuk
dc.subjectconsciousnessuk
dc.subjectinfluenceuk
dc.subjectpsycheuk
dc.subjectpsychological safetyuk
dc.subjectpsychological harmuk
dc.titleПсихологічні аспекти впливу засобів масової комунікації на свідомість громадян: безпека та збитокuk
dc.title.alternativeПсихологические аспекты влияния средств массовой коммуникации на сознание граждан: безопасность и ущербuk
dc.title.alternativePsychological aspects of mass media communication on people’s minds: safety and harmuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2015

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Koval.pdf267.86 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.