Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2152
Назва: Тренінг як форма психологічної допомоги у подоланні ситуативної тривожності старшокласників
Інші назви: Тренинг как форма психологической помощи в преодолении ситуативной тревожности старшеклассников
Training as a form of psychological assistance in overcoming situational anxiety of senior students
Автори: Загурська, І. С.
Никончук, Н. О
Zagurska, I.
Nykonchuk, N.
Ключові слова: особистісна тривожність
ситуативна тривожність
метод «Мозковий штурм»
метод «Групова дискусія»
личностная тревожность
ситуативная тревожность
тренинг
метод «Мозговой штурм»
метод «Групповая дискуссия»
personal anxiety
situational anxiety
training
brainstorming
group discussion
Дата публікації: 2016
Видавництво: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Бібліографічний опис: Загурська І. С., Никончук Н. О. Тренінг як форма психологічної допомоги у подоланні ситуативної тривожності старшокласників / І. С. Загурська ,.Н. О. Никончук // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 5. – С. 90–94.
Короткий огляд (реферат): У статті розглядається проблема виникнення ситуативної тривожності у старшокласників, пов’язаної з професійним самовизначенням, складанням випускних екзаменів, підготовкою до зовнішнього незалежного оцінювання. Відмічається, що окрім позитивної, мобілізуючої функції, ситуативна тривожність має деструктивний вплив на особистість, що може виражатися в широкому діапазоні проявів: від зниження рівня розумової працездатності до абсолютної невпевненості у власних здібностях. Саме тому важливо сприяти усвідомленню учнями факторів, які провокують виникнення підвищеного рівня ситуативної тривожності, та засвоєнню ефективних прийомів її зниження. Досягнення поставлених завдань можливе за допомогою просвіт- ницько-розвивального тренінгу.Окончание школьного обучения, как и поступление в школу, без преувеличения можно рассматривать как важное для личности жизненное событие. Выпускники школы почти постоянно находятся под влиянием вол- нующих ситуаций, связанных с профессиональным самоопределением, сдачей выпускних экзаменов. Каждая из этих жизненных ситуаций способна вызвать ситуативную тревожность, поскольку имеет высокий уровень личностной значимости для большинства юношей и девушек. Ситуативная тревожность проявляется только в опреде-ленных ситуациях, которые связаны с субъективно значимой деятельностью и являются стрессовыми для конкретного человека. Отмечается, что кроме позитивной, мобилизирующей функции, ситуативная тревожность имеет деструктивное влияние на личность, что может выражаться в широком диапазоне явлений: от снижения уровня умственной трудоспособности до полной неуверенности в собственных способностях. Именно поэтому важно содействовать осознанию учениками факторов, которые провоцируют возникновение повышенного уровня ситуативной тревожности, и усвоению эффективных приемов ее снижения. Цель статьи состоит в разработке структуры и содержания тренингового занятия, направленного на осознание учениками факторов, которые провоцируют возникновение повышенного уровня ситуативной тревожности, и усвоение эффективных приемов ее снижения. Выполнение поставленных заданий возможно с помощью информационно-развивающего тренинга. Информационно-развивающий тренинг «Как преодолеть ситуативную тревожность и справиться с экзаменационными заданиями» разработан в соответствии с процедурой планирования социально-психологического тренинга, предложенной Л.А. Петровской. В его структуру включены следующие основные методы: «Мозговой штурм» А.Ф. Осборна и «Групповая дискуссия» У. Гордона. Тренинг проходит в несколько этапов. Задание первого организационно-подготовительного этапа – подготовка места и материалов для проведения занятия. На вступительно-ознакомительном этапе занятия учасники знакомятся друг с другом и обсуж- дают принципы поведения в группе. Основной диагностический этап включает использование социально-психологических методов, направленых на выполнение главных задач тренинга. На этапе подведения итогов анализируется, насколько оправдались ожидания участников тренинга, сформулированные в начале работы. Предложенная структура тренинга не претендует на полноту и совершенство. Перспективой дальнейшей работы является расширение диагностического этапа тренинга в направлении разработки специальных приемов преодоления ситуативной тревожности.Leaving school, as well as going to the higher educational institution, are considered to be important events in adolescents’ life. Professional self-determination, final exams, and other life situations can cause situational anxiety, because they are of importance for the majority of young people. Situational anxiety is manifested only in certain situations, which are associated with subjectively meaningful activities and are stressful for an individual. It has been mentioned that besides positive mobilising function, situational anxiety negatively affects a personality, which can express itself in a wide range of manifestations: from the lowering of mental ability to work to total uncertainty of one’s ownabilities. That is why it is important to contribute to students’ realisation of the factors which provoke situational anxiety, and their mastering of effective ways of lowering its level. The article is aimed at developing the structure of the training session, focused on students’ understanding of the factors that provoke high levels of situational anxiety, and learning effective means of its reducing. These goals can be achieved with the help of the informing and developing training. The informing and developing training “How to overcome situational anxiety and cope with examination task” is presented in accordance with the procedure of planning socio-psychological training, offered by L. A. Petrovskaya. The structure of the training includes the following main methods: the method of “brainstorming” by A. F. Osborne and the method of “group discussion” by W. Gordon. Training consists of several stages. The first one, organising and preparing, is aimed to prepare the place and materials for classes. During the second one, introductory stage, the participants get acquainted with each other and discuss the principles of behaviour in the group. The main diagnostic phase includes the use of socio-psychological methods aimed at the implementation of the main objectives of the training. At the summarising stage, the training results are discussed. In the future, it is planned to expand the diagnostic phase of training in the direction of the development of special techniques for overcoming situational anxiety.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2152
ISSN: 2311-8466
Розташовується у зібраннях:2016

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Inna Zagurska,.pdf438.37 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.