Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2141
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorГавриловська, К. П.-
dc.contributor.authorФурман, О. І.-
dc.contributor.authorHavrylovska, K.-
dc.contributor.authorFurman, О.-
dc.date.accessioned2019-04-23T09:11:20Z-
dc.date.available2019-04-23T09:11:20Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.citationГавриловська К. П., Фурман О. І. Особливості Я-концепції осіб, що перебувають у неформальних релігійних організаціях / К. П Гавриловська., О. І. Фурман // Наука і освіта: наук.-практ. журнал. – 2016. – №5. – С. 78–82.uk
dc.identifier.issn2311-8466-
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/2141-
dc.description.abstractУ статті наведено результати емпіричного дослідження особливостей Я-концепції осіб, які перебувають у неформальних релігійних організаціях. Виявлено, що вони мають, переважно, позитивний Я-образ та високу самооцінку. Для більшості досліджуваних характерними є інфантильність та емоційна незрілість. Існує взаємозв’язок між самоставленням та рівнем релігійності осіб, які перебувають у неформальних релігійних організаціях: чим вищий рівень релігійності, тим більш позитивним є Я-образ. Високий рівень релігійності пов’язаний з якісними змінами Я-концепції, що проявляються у специфічних особливостях сприймання та оцінки себе. Позитивні зміни у Я-концепції осіб, що належать до неформальних релігійних організацій, зумовлені зниженням рівня саморефлексії. В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей самосознания членов неформальных религиозных организаций. Актуальность такого исследования обусловлена проблемой психологической безопасности адептов нетрадиционных религиозных направлений, среди которых немало организаций с признаками деструктивных, тоталитарных сект. Очень часто последствиями пребывания человека в таких неформальных религиозных организаци- ях являются не только финансовые проблемы, но и проблемы психологические, социально-психологические, духовные. Выборка исследования составляет 50 человек – членов таких неформальных религиозных организаций, как «Евангельские христиане-баптисты», «Церковь Иисуса Христа последних дней», «Свидетели Иеговы». Стаж пребывания адептов в этих организациях – от двух до тридцати лет. В результате эмпирического исследования нам удалось выявить, что адепты неформальных религиозных организаций, имеют, преимущественно, положительный Я-образ и высокую самооценку. Микроклимат неформальных религиозных организаций положительно влияет на Я-концепцию личности, но лишь при условии длительного пребывания человека в этой организации. Эффект такого влияния неоднозначен: ве- рующие позитивно оценивают себя в рамках своих религиозных убеждений, но вне своей религиозной организации они дезадаптированы и осознают это. Для большинства исследуемых характерны инфантильность и эмоциональная незрелость. Они склонны использовать регрессию как механизм психической защиты. При этом связь с трансцендентным воспринимается ими как общение ребенка с родителем с целью удовлетворения разнообразных потребностей. Для адептов неформальных религиозных организаций характерна склонность высоко оценивать мнение окружающих, ориентация на социальную среду при формировании оценочных суждений касательно себя. Я-концепция таких людей находится под влиянием не личностных установок или переживаний, а внешних, социальных факторов – референтных личностей и групп. Адепты неформальных религиозных организаций демонстрируют своеобразную стратегию оценивания образов себя и окружающего мира: эти критерии соответствуют требованиям и ценностям неформальной религиозной организации. Поскольку оценные критерии достаточно просты, Я-образ становится более позитивным. Существует взаимосвязь между самоотношением и уровнем религиозности членов неформальных религиозных организаций: чем выше уровень религиозности, тем более позитивным является Я-образ. Высокий уровень религиозности связан с качественными изменениями Я-концепции, которые проявляются в специфических особенностях восприятия и оценки себя. Положительные изменения в Я-концепции членов неформальных религиозных организаций обусловлены низким уровнем саморефлексииThe relevance of the research is determined by the fact that the number of people, involved in informal religious organisations, is growing. Often they are experiencing disruptive changes in the structure of their personalities. The aim of the article is to identify the characteristics of bonds between religiosity and self-concept of members of informal religious organisations. The study sample consisted of 50 members of such informal religious organisations as “Evangelical Christian Baptist Union”, “Church of Jesus Christ of Latter-day Saints”, “Jehovah’s Witnesses”. Members of informal religious organisations can be characterised by anxiety, negative expectations concerning interaction in the social sphere. Sex sphere is not important for them, which is considered by them as an unconscious inner taboo that does not match their moral and worldview principles. They can be also characterised by infantilism and emotional immaturity. They unconsciously use regression as a psychological defense mechanism. Thus, the relationship with the transcendent is perceived as the communication between a child and a father for satisfying different needs. Self-concept of these people is not influenced by personal experiences or attitudes, but is affected by the external social factors – authoritative people or groups. They are described by a particular strategy of producing value-ideas of themselves and the world: these value-ideas match criteria and values of an informal religious organisation. Since the evaluation criteria are simplified, self-conception becomes more positive. There is a correlation between self-concept and religiosity of the informal religious organisations’ members: the higher the level of religiosity is, the more positive the self-image is. The high level of religiosity is associated with qualitative changes in self-concept, manifested in specific peculiarities of perception and evaluation of oneself. Positive changes in self-concept of members of the informal religious organisations are determined by the low level of self-reflection.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectЯ-концепціяuk
dc.subjectнеформальні релігійні організаціїuk
dc.subjectрелігійністьuk
dc.subjectрефлективністьuk
dc.subjectрелігійний досвідuk
dc.subjectЯ-концепцияuk
dc.subjectнеформальные религиозные организацииuk
dc.subjectрелигиозностьuk
dc.subjectрефлективностьuk
dc.subjectрелигиозный опытuk
dc.subjectself-conceptuk
dc.subjectinformal religious organisationsuk
dc.subjectreligiosityuk
dc.subjectreligious experienceuk
dc.titleОсобливості Я-концепції осіб, що перебувають у неформальних релігійних організаціяхuk
dc.title.alternativeОсобенности я-концепции адептов неформальных религиозных организацийuk
dc.title.alternativeSelf-concept perculiarities of members of the informal religious organisationsuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Kseniya Havrylovska.pdf315.45 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.