Будь ласка, використовуйте цей ідентифікатор, щоб цитувати або посилатися на цей матеріал: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1732
Назва: Розвиток особистісної цілісності старшокласників засобами шкільної музейної практики
Інші назви: Развитие личностной целостности старшеклассников средствами школьной музейной практики
Development of personal integrity of secondary school students by means of school museum practice
Автори: Власова, О. І.
Віннік, Н. В.
Vlasova, O.
Vinnik, N.
Ключові слова: розвиток цілісної особистості
освітня соціалізація
шкільний музей
ідентичність
екзистенційні здібності
психологічне благополуччя
развитие целостной личности
образовательная социализация
школьный музей
идентичность
экзистенциальные способности
development of an integrated personality
educational socialisation
school museum
identity
existential capabilities
Дата публікації: 2016
Видавництво: Південноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинського
Бібліографічний опис: Власова О. І. Розвиток особистісної цілісності старшокласників засобами шкільної музейної практики / О. І. Власова, Н. В. Віннік // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 9. – С. 29–35.
Короткий огляд (реферат): У статті представлено результати емпіричного дослідження особливостей формування цілісної особистості учнів старшої школи засобами освітньої соціалізації, специфіка якої полягає у роботі в школі літературно-історичного музею. Показано статистичні зв’язки активності музейної роботи школярів та розвитку їхньої загальної і часткових ідентичностей, екзистенціальних здібностей, психологічного благополуччя.В статье анализируются понятия «целостность личности» и «идентичность» путем установления между ними логических родовидовых взаимоотношений. С помощью теоретического обобщения авторы показывают, что в школьные годы целостное становление личности ученика происходит на психологическом основании развития его физической, личной и социальной идентичности. В этом возрасте закладывается психологический фундамент для формирования социальной и личной компетенции, компетентности человека в той или иной профессии, возникает понятие жизни и индивидуальных жизненных перспектив, формируются механизмы поддержания психологического благополучия и экзистенциальной исполненности. Продуктивный характер этих процессов является основой для создания и эффективного функционирования целостной личности. В статье также теоретически обосновано значение процессов формальной и неформальной социализации для формирования личности старшеклассника, атакже образовательной социализации. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей формирования целостной личности старшеклассников в условиях их образовательной социализации, специфика которой обусловлена работой учащихся в школьном историко-литературном музее. В контексте исследования общих закономерностей развития идентичности личности в онтогенезе в статье представлены полученные авторами статистически становленные связи формирования идентичности старшеклассников с индикаторами их возраста (класс обучения) и школьной успешности. В аспекте изучения воздействия конкретных условий образовательной социализации на развитие идентичности учащихся показана значимая корреляция музейной деятельности учеников старших классов с развитием их общей и отдельных идентичностей, экзистенциальных способностей и показателей психологического благополучия. Наиболее высокая корреляция активности музейной деятельности старшеклассников зафиксирована с показателями общей, личностной и социальной идентичности, а также с общими шкалами субъективного благополучия и экзистенциальных способностей исследованных школьников. Со шкалой физической идентичности установлена корреляционная связь малой мощности. Сделан вывод о том, что музейная практика старшеклассников играет значительную роль в формировании общей идентичности личности школьника и ее основных психологических составляющих. Эта работа также способствует развитию экзистенциальных способностей учащихся (особенно способностей к самотрансцендированию и ответственности), повышает общий уровень их психологического благополучия и ее важных компонентов: наличие жизненных целей, самопринятие и личностный рост. The paper presents the analysis of the concepts “personal integrity” and “identity” and specifies genus-species relations between them. The authors use theoretical generalisation to demonstrate that during school time comprehensive personal becoming of a student is based on the development of his/her physical, personal and social identity. At this age, psychological foundation for the formation of social and personal competency, competence in a certain profession is being formed along with ideas about life and individual project of life, mechanisms of supporting psychological well-being and existential understanding of life. Efficiency of these processes is the basis for creating and effective functioning of an integrated personality. In addition, the paper provides theoretical substantiation of the significance of formal and informal socialisation aimed at the formation of a secondary school student’s personality as well as educational socialisation; presents the results of the empirical study of the peculiarities of the formation of secondary school students’ integrated personalities under conditions of their educational socialisation (the specific character of the latter is determined by their work at the school museum of history and literature). As part of investigating general principles of the development of personal identity in ontogeny, the authors represented statistically established links between the formation of identity in secondary school students and their age (class) and progress in studies. In terms of studying the impact of certain educational socialisation conditions on the development of students’ identities, a significant correlation of secondary school students’ museum activities with the development of their general and individual identities, existential capabilities and characteristics of psychological well-being has been demonstrated. Secondary school students’ active museum activities correlate mostly with the indicators of general, personal and social identity as well as general scales of individual well-being and existential capabilities of the surveyed school students. As for physical identity scale, there is the low level of correlation with it. The authors have concluded that museum practice among secondary school students plays an important role in the formation of their general identity and its basic psychological components. This kind of activities facilitates the development of existential capabilities of students (particularly, the capability of self-transcendence and responsibility), increases the general level of their psychological well-being and its basic components: life goals, self-acceptance and personal growth.
URI (Уніфікований ідентифікатор ресурсу): dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1732
ISSN: 2311-8466
Розташовується у зібраннях:2016

Файли цього матеріалу:
Файл Опис РозмірФормат 
Власова О. І., Віннік Н. В..pdf683.14 kBAdobe PDFПереглянути/Відкрити


Усі матеріали в архіві електронних ресурсів захищені авторським правом, всі права збережені.