Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1637
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorЗаікіна, Ганна Леонідівна-
dc.contributor.authorZaikina, Anna-
dc.date.accessioned2019-02-21T09:57:05Z-
dc.date.available2019-02-21T09:57:05Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.citationЗайкіна, Г. Л. Оцінка ефективності використання організованої рухової активності учнів спеціалізованої школи / Г. Л. Зайкіна // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 8. – С. 62-67.uk
dc.identifier.issn2311-8466-
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1637-
dc.description.abstractУ статті представлено результати порівняльної оцінки психофізіологічного та функціонального станів школярів, навчально-виховний процес яких відрізняється за інтенсивністю рухової активності. Показано, що у школярів з недостатньою руховою активністю та надмірним розумовим навантаженням розумова працездатність наприкінці тижня підтримується за рахунок стадії «кінцевого пориву», у той час як у школярів із високою інтенсивністю рухової активності продуктивність розумової діяльності залишається стабільною до кінця тижня. Підтверджено факт позитивного впливу систематичної фізичної активності на нейродинамічні функції та сенсомоторну сферу, незважаючи на генетичну детермінованість цих властивостей. Представлено дані оцінки варіабельності ритму серця, які підтверджують факт значного перенапруження організму учнів з недостатньою руховою активністю та надмірним інформаційним навантаженням.Несмотря на то, что в последние годы в Украине сохраняется негативная динамика изменений основных показателей здоровья детей школьного возраста, что свидетельствует о недостаточном внимании физической подготовленности учащихся, существует необходимость внедрения дополнительных мер двигательной активности к курсу физического воспитания общеобразовательных учебных заведений. Поэтому проблема влияния организованной двигательной активности на развитие психофизиологических свойств и функциональное состояние школьников является актуальной и требует дальнейшего изучения. Цель статьи – оценка эффективности использования организованной двигательной активности школьников путем сравнительного анализа функционального и психофизиологического состояния детей 12-16-летнего возраста с различными уровнями двигательной активности. Было обследовано 320 учащихся (156 учеников с высокой двигательной активностью за счет дополнительных уроков физической культуры; 164 гимназиста с обычной программой физического воспитания, но с повышенной интенсивностью умственной нагрузки). Диагностика психофизиологических свойств и функционального состояния осуществлялась на основе анализа динамики умственной работоспособности, наличия нарушений со стороны нервной системы, оценки показателей самочувствия, активности, настроения и вариабельности ритма сердца, результатов оценки нейродинамических свойств и сенсомоторики. В ходе исследования установлено, что у школьников с недостаточной двигательной активностью и чрезмерной информационной нагрузкой работоспособность в конце недели поддерживается за счет стадии «конечного порыва», в то время как у школьников с высокой интенсивностью двигательной активности производительность умственной деятельности остается стабильной до конца недели. Кроме того, подтвержден факт положительного влияния систематической физической активности на нейродинамических функции и сенсомоторную сферу, несмотря на генетическую детерминированность данных свойств. Данные оценки вариабельности ритма сердца подтверждают факт значительного перенапряжения организма учащихся с недостаточной двигательной активностью и чрезмерной информационной нагрузкой. У учащихся с недостаточной двигательной активностью также наблюдается снижение функционального состояния организма в конце рабочей недели, на что указывают достовер-ные снижения показателей самочувствия, активности, настроения. Полученные результаты выступают свидетельством накопления признаков усталости в конце учебной недели. Кроме того, наиболее остро выраженный спад активности гимназистов в конце недели выступает свидетельством снижения скорости течения функций в организме и также может служить проявлением усталости.Recently the main indicators of Ukrainian school students’ health have become worse, which shows the insufficient attention to the physical education of students, so there is the necessity of implementing additional means of physical activity into the course of physical training of secondary schools. Therefore, the issue of organized influence of physical activity on the development of psycho-physiological properties and functional condition of students is relevant and requires further studying. The article is aimed at estimating the efficiency of using organized motor activity of students of specialized schools by the comparative analysis of functional and psycho-physical state of 12-16-year-old children with different levels of motor activity. The experiment involved 320 students (156 school students with high physical activity due to additional physical load; 164 high-school students with regular program of physical education, but with the increased intensity of the mental load). The diagnostics of psycho-physiological characteristics and functional state of students was carried out on the basis of the analysis of mental health dynamics, nervous system disorders, evaluation of health indicators, activity, mood and heart rate, as well as the results of evaluation of neural and sensomotor properties. As the result of the experiment it has been revealed that the working capacity of school students with insufficient physical load and informational overload is maintained by the “end spurt”. Mental activity of students with high physical load remained stable by the end of the week. Besides, the experiment has confirmed the positive influence of regular physical activities on the neurodynamic functions and sensomotor system despite the genetic determinacy of these properties. Heart rate variability proves the fact of athletic overexertion of school students’ organism because of mental overload and insufficiency of physical activity. Besides, these students’ functional state decreases by the end of the week, which is manifested in poor health and bad mood. Therefore, the organized physical activity improves the state of the nervous system, contributes to the development of neurodynamic properties, increases the mental capacity, contributes to the increase of adaptive abilities and improves health in general.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectрухова активністьuk
dc.subjectфізична активністьuk
dc.subjectпсихофізіологічний станuk
dc.subjectфункціональний станuk
dc.subjectрозумова працездатністьuk
dc.subjectваріабельність ритму серцяuk
dc.subjectнейродинамічні властивостіuk
dc.subjectсенсомоторна сфераuk
dc.subjectдвигательная активностьuk
dc.subjectфизическая активностьuk
dc.subjectпсихофизиологическое состояниеuk
dc.subjectфункциональное состояниеuk
dc.subjectумственная работоспособностьuk
dc.subjectвариабельность ритма сердцаuk
dc.subjectнейродинамические свойстваuk
dc.subjectсенсомоторная сфераuk
dc.subjectphysical activityuk
dc.subjectphysical activityuk
dc.subjectpsycho-physiological statusuk
dc.subjectfunctional statusuk
dc.subjectmental performanceuk
dc.subjectheart rate variabilityuk
dc.subjectneurodynamic propertiesuk
dc.subjectsensomotor sphereuk
dc.titleОцінка ефективності використання організованої рухової активності учнів спеціалізованої школиuk
dc.title.alternativeОценка эффективности использования организованной двигательной активности учеников специализированной школыuk
dc.title.alternativeEstimating the efficiency of using organized motor activity of students of specialized schooluk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Заікіна Г. Л..pdf713.2 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.