Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1621
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorДегтяренко, Тетяна Володимирівна-
dc.contributor.authorДегтяренко, Татьяна Владимировна-
dc.contributor.authorDehtiarenko, Tetiana Vоlodymyrivnа-
dc.contributor.authorШевцова, Я. В-
dc.contributor.authorШевцова, Я. В-
dc.contributor.authorShevtsova, Y.-
dc.date.accessioned2019-02-19T10:38:10Z-
dc.date.available2019-02-19T10:38:10Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.citationДегтяренко Т. В. Реалізація психофізіологічної парадигми в олігофренопедагогіці / Т. В. Дегтяренко, Я. В. Шевцова // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 8. – С. 37-43.uk
dc.identifier.issn2311-8466-
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1621-
dc.description.abstractУ статті представлено методологічні підходи до реалізації психофізіологічної парадигми в олігофренопедаго-\гіці, що дозволило визначити специфіку та ступінь порушень психомоторних функцій у розумово відсталих дітей. Результати комплексного психофізіологічного обстеження молодших школярів із вадами інтелекту та їхніх здоро- вих однолітків були інтерпретовані з метою індивідуалізованої оцінки здатності розумово відсталих дітей до навчання та розробки зорієнтованих психокорекційних заходів для їхньої соціальної реабілітації.Реализация психофизиологической парадигмы при психолого-педагогическом сопровождении детей с недостатками интеллектуального развития является актуальным и перспективным направлением научных исследова- ний, имеющих практическую направленность в плане разработки адаптивных методов коррекционно-развивающего обучения для детей с нарушениями психосоматического здоровья и отклонениями в психофизическом развитии. Анализ полученных результатов показал достоверность различий показателей информативности зрительного гнозиса между группами испытуемых детей с разным уровнем интеллектуального развития. Латентные периоды всех видов зрительных сенсомоторных реакций у УО детей значительно увеличены по продолжительности по сравнению с их здоровыми сверстниками и нормативным диапазоном значений, что свидетельствует о дефицитарности их психомоторных качеств. Время выполнения четырех видов тестовых заданий по методике сенсомоторного возбуждения и сенсомоторной точности у детей основной группы с нарушениями интеллекта было значительно более длительным по сравнению с их здоровыми сверстниками контрольной группы. Обнаружена достоверность разницы объективных параметров коэффициента функциональной асимметрии мозга (КФА) у детей с недостатками и без недостатков интеллектуального развития. Этот показатель при умственной отсталости у мальчиков и девочек составил 16,12 ± 3,42 усл. ед. и 14,14 ± 2,72 усл. ед, в то время как у здоровых сверстников КФА составил 3,03 + 1,12 усл. ед. и 3,13 ± 1,08 соответственно. Полученные результаты позволили определить особенности нарушений психомоторного развития и перцептивно-когнитивных качеств при умственной отсталости, которые проявлялись в следующем: снижении латентных периодов сенсомоторных реакций детей, увеличении уровня сенсомоторного возбуждения, снижении уровня сенсомоторной точности, снижении уровня информативности зрительного гнозиса, дисбалансе нервных процессов и повышении коэффициента функциональной асимметрии головного мозга. Внедрение в дефектоло- гическую практику правомерных методологических подходов при анализе результатов комплексного психофизиологического обследования младших школьников с нарушениями и без недостатков интеллекта позволило определить специфику нарушений психомоторных функций у умственно отсталых детей. Полученные результаты комплексного психофизиологического обследования детей с отклонениями в психофизическом развитии позволили разработать ориентированные мероприятия коррекции нарушений психомоторного и перцептивно-когнитивного развития у младших школьников с умственной отсталостью с учетом возрастных и гендерных особенностей ребенка и специфических индивидуальных признаков их психофизиологического состояния и нарушений психомоторики.Implementation of the psycho-physiological paradigm in psycho-pedagogical support for children with impaired intellectual development is the relevant and perspective research area that has practical orientation at creative adaptivemethods of corrective and developmental teaching of children with psychosomatic health disorders and psychophysical development deviations. Analysis of the results obtained has shown the validity of differences between the groups of children under test with different level of intellectual development in terms of the indicators of information capacity of visual gnosis. Latent time of all the types of sensorimotor reaction in mentally retarded children is significantly longer compared to healthy children and standard value range, which demonstrates diminished character of their psychomotor qualities. The time required for doing four types of tests by the procedure of sensorimotor excitement and sensorimotor precision by children of the basic group with intellectual disorders was much longer than that of healthy children from the control group. The validity of the difference of objective parameters of encephalic asymmetry index (EAI) in children with or without intelligence deviations has been discovered. This indicator of mental retardation in boys and girls equaled 16.12 ± 3.42 c.u. and 14.14 ± 2.72 c.u. while healthy children demonstrated EAI of 3.03 + 1.12 c.u. and 3.13 ± 1.08 c.u. correspondingly. The results obtained have made it possible to identify the peculiarities of disorders in psychomotor development, perceptive and cognitive qualities in case of mental retardation, which were manifested as follows: reduction of latent time of children’s sensorimotor reactions, increase of the level of sensorimotor excitement, reduction of the level of sensorimotor precision, reduction of the level of information capacity of visual gnosis, disbalance of the nervous processes and rise in encephalic asymmetry index. Implementation of appropriate methodological approaches into defectology in the course of analyzing the results of comprehensive psycho-physiological examination of primary school children with and without intelligence deviations has made it possible to identify the specificity of psychomotor functions deviations in mentally retarded children. The results of comprehensive psycho-physiological examination of primary school children with and without intelligence deviations have made it possible to develop corresponding measures for correcting disorders of psychomotor, perceptive and cognitive development in primary school children with mental retardation with account of their age and gender peculiarities and specific identifying characteristics of their psycho-physiological state and psychomotor system disorders.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectпсихофізіологіяuk
dc.subjectперцептивно-когнітивні функціїuk
dc.subjectрозумово відсталі молодші школяріuk
dc.subjectпсихомоторика.uk
dc.subjectпсихофизиологияuk
dc.subjectперцептивно-когнитивные функцииuk
dc.subjectумственно отсталые младшие школьникиuk
dc.subjectпсихомоторикаuk
dc.subjectpsychophysiologyuk
dc.subjectperceptive and cognitive functionsuk
dc.subjectmentally retarded younger schoolchildrenuk
dc.subjectpsychomotor systemuk
dc.titleРеалізація психофізіологічної парадигми в олігофренопедагогіціuk
dc.title.alternativeРеализация психофизиологической парадигмы в олигофренопедагогикеuk
dc.title.alternativePsychophysiological paradigm implementation for oligophrenopedagogyuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Дегтяренко Т. В., Шевцова Я. В..pdf767.07 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.