Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1568
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorВоропаєв, Д. С.-
dc.contributor.authorВоропаев, Д. С.-
dc.contributor.authorVoropaiev, D.-
dc.date.accessioned2019-02-14T14:34:28Z-
dc.date.available2019-02-14T14:34:28Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.citationВоропаєв, Д. С. Практичні заходи, спрямовані на оптимізацію психофізіологічного стану підлітків / Д. С. Воропаєв // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 7. – С. 86-92.uk
dc.identifier.issn2311-8466-
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1568-
dc.description.abstractРозумова працездатність, що поряд із фізичною, є визначальною у діяльності підлітків, супроводжується певним нервово-психічним напруженням, яке закономірно супроводжується змінами в роботі вегетативних систем. Для забезпечення стабільної ефективної діяльності підлітків в умовах загальноосвітніх навчальних закладів необхідне додаткове використання різноманітних прийомів, методів та засобів, спрямованих на оптимізацію і корекцію психофізіологічного стану організму при відхиленнях його від оптимального рівня. Експериментальне дослідження становило собою організацію спеціального тренінгу, спрямованого на оптимізацію психофізіологічного стану підлітків. У заключній частині цього етапу була здійснена перевірка його ефективності. У результаті покращення рівня психофізіологічного стану підлітки відзначаються достатнім потенціалом для забезпечення ефективної діяльності в умовах загальноосвітніх навчальних закладів. Це забезпечується не тільки функціональними, але і психоемоційними особливостями організму.Подростковый организм берет активное участие в восприятии и анализе информации, особенно в условиях дефицита времени, избытка или недостатка объема информации. Умственная работоспособность, которая наря- ду с физической является определяющей в деятельности подростков, сопровождается определенным нервнопсихическим напряжением, что закономерно сопровождается изменениями в работе вегетативных систем. Цель исследования – описать приемы, методы и средства, направленные на оптимизацию и коррекцию психофизиологического состояния организма при отклонениях его от оптимального уровня для обеспечения стабильной эффективной деятельности подростков в условиях общеобразовательных учебных заведений. Экспериментальное исследование представляло собой организацию специального тренинга, направленного на оптимизацию психофизиологического состояния подростков. В заключительной части этого этапа была осуществлена проверка его эффективности. В состав контрольной группы вошли 24 подростка из общей экспериментальной вы- борки, которые характеризовались «низким» и «граничным» уровнями психофизиологического состояния. После проведенных оптимизационных мероприятий в первой контрольной группе кроме изменения интегрального показателя ПФС подростки характеризовались лучшим уровнем памяти и мышления, чем до начала применения оптимизационной программы. У 5 подростков второй группы после практических мероприятий оптимизации ПФС уровень психофизиологического состояния изменился с «низкого» до «граничного», а также от «граничного» до «базового». В результате улучшения уровня психофизиологического состояния подростки отмечаются достаточным потенциалом для обеспечения эффективной деятельности в условиях общеобразовательных учебных заведений. Это обеспечивается не только функциональными, но и психоэмоциональными особенностями организма. Наблюдается согласованность взаимодействия симпатического и парасимпатического отдела ВНС, индекс напряжения колеблется в пределах нормы. Уровень свойств нервных процессов обеспечивает адекватную реакцию на условия окружающей среды, а также адаптацию к внешним изменениям с достаточной эффективностью. Итак, подростковый организм способен выдерживать учебную нагрузку без перенапряжения нервной системы. На сегодня отсутствуют прямые средства воздействия на проявление свойств нервной системы, что связано с их естественной генетической обусловленностью, хотя они и испытывают некоторые изменения в течение жизни. Поэтому сам подросток должен оптимально использовать свою индивидуальность. В то же время педагог и / или психолог должны учитывать личностный стиль учебной деятельности подростков, который определяется, прежде всего, нейродинамическими и вегетативным компонентами ПФС, чтобы положительно влиять на психологические показатели, определить личностные методы психофизиологической помощи, коррекции с целью профилактики стресса и проявлений дезадаптации подросткового организма.Adolescents’ organism is actively involved in the perception and analysis of information, especially in terms of the lack of time or information or information overload. Mental and physical capacity is considered to be crucial in adolescents’ activities, accompanied by some mental stress, which results in changes in the autonomic systems. The article is aimed at describing the means, methods and tools focused on the improvement and correction of psychophysiological states in case of abnormalities in order to contribute to the stable efficient activity in terms of studying at educational institutions. The technique of improving the adolescents’ psychophysiological state included the following measures: autogenic training, art therapy, hygienic morning exercises, finger exercises, nervous and muscle relaxing, respiratory gymnastics. The experimental study involved the organization of a special training aimed at improving adolescents’ psychophysiological state. At the final stage of the experiment the efficiency test has been performed. The control group involved 24 adolescents characterized by “low” and “partition” levels of psychophysiological state. After finishing the optimization measures program the surveyed were characterized by positive changes of the integral index of psychophysiological state as well as the improvement of memory properties and mental capacity. It has been found that the main age peculiarities of adolescents are the incompleteness of psychophysiological functions formation and the high respond to all inductive stimuli. These requires the closer attention to the process of improving the psychophysiological state and psychophysiological adaptation of adolescents studying at educational institutions.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectпсихофізіологічний станuk
dc.subjectоптимізаціяuk
dc.subjectфункціональні можливостіuk
dc.subjectпідліткиuk
dc.subjectтренінгова програмаuk
dc.subjectпсихофизиологическое состояниеuk
dc.subjectоптимизацияuk
dc.subjectфункциональное возможностиuk
dc.subjectподросткиuk
dc.subjectтренинговая программаuk
dc.subjectpsychophysiological statuuk
dc.subjectoptimizationuk
dc.subjectfunctional capabilitiesuk
dc.subjectteenagersuk
dc.subjectgeneral experimentaluk
dc.titleПрактичні заходи, спрямовані на оптимізацію психофізіологічного стану підлітківuk
dc.title.alternativeПрактические мероприятия, направленные на оптимизацию психофизиологического состояния подростковuk
dc.title.alternativePractical means aimed at improving the psychophysiological state of adolescentsuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Воропаєв Д. С..pdf347.2 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.