Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1087
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorБілодід, В. М.-
dc.contributor.authorБелодед, В. М.-
dc.contributor.authorBilodid, V. М.-
dc.date.accessioned2018-12-17T08:18:56Z-
dc.date.available2018-12-17T08:18:56Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.citationБілодід, В. М. Практичні рекомендації щодо формування життєвої перспективи студентів через організацію освітнього середовища / В. М. Білодід // Наука і освіта : наук.-практ. журнал. – 2016. – № 2-3. – С. 74-83.uk
dc.identifier.issn2311-8486-
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1087-
dc.description.abstractНа основі авторської концептуальної моделі та результатів емпіричних досліджень обґрунтовано про- блематику формування життєвої перспективи під час професійного навчання; запропоновано практичні рекомендації щодо шляхів оптимізації життєвого проектування через організацію освітнього середовища, адресовані адміністрації та викладачам вищих навчальних закладів.На основе авторской концептуальной модели и результатов эмпирических исследований обоснована проблематика формирования жизненной перспективы во время профессионального обучения; предложены практические рекомендации относительно путей оптимизации жизненного проектирования через организацию образовательной среды. Цель статьи - на основе авторской концептуальной модели и результатов эмпирических исследований обосновать проблематику формирования жизненной перспективы во время профессионального обучения и предложить практические рекомендации относительно путей оптимизации жизненного проектирования через организацию образовательной среды ВУЗА. Жизненная перспектива определяется как динамический образ желаемого или пони- маемого будущего, которое играет активирующую, ориентирующую и прогностическую роль в регуляции деятельности человека. Показано, что в процессе образовательной социализации происходит приближение, расширение и конкретизация жизненной перспективы за счет фиксации жизненных планов в новых жизненных сферах; описаны этапы формирования жизненной перспективы во время обучения в ВУЗе. Важным фактором социализации предстает субъектная позиция студента, которая предопределяет выбор ресурсов социализации, необходимых для эффективной адаптации и саморазвития. Выделенны компоненты образовательной социализации: учебный, средовой, ин- теракциональный, профессионализующий. Эти компоненты в среде социализирующих воздействий активно или пассивно воспринимаются студентом, опосредуются через его умения, способности, личностные черты, мотивации и сферу структурирования времени, формируя особенности жизненной перспективы. Мы можем эффективно влиять на формирование согласованной жизненной перспективы путем социально-психологического тренинга. Однако реализация такого тренинга имеет ограничения, ведь его участники погружены в микроуровень функционирования социализирующих воздействий. Профессиональное, интеракциональное, средовое и учебное направления влияния образовательной социализации функционируют преимущественно на мезоуровне – уровне культурной, обществен- ной, информационной, нормативно-контролирующей, организационной и материальной среды конкретного ВУЗа. Поэтому существует необходимость в целенаправленной организации и трансформации образовательной среды для содействия формированию жизненной перспективы студентов. Соответствующие рекомендации для администрации и руководителей факультетов описывают обобщенный портрет выпускника – эталонный идеальный образ, проект формирования личности, который воплощает ценности, традиции, возможности конкретного учебного заведения (предложены конкретные направления создания такого образа на основе компетентностной модели). Подчеркнуто, что направленность высшего образования на развитие у студентов профессиональных компетенций позволяет сформировать специалистов, которые готовы самостоятельно определять, адекватно оценивать и корректировать собственную жизнь. Намечены практические пути повышения субъектной активности студентов. Рекомендации для преподавателей предметных дисциплин направляют дидактическое планирование на развитие ключевых компетенций студентов. Рекомендации для специалистов по воспитательной работе описывают мониторинг психологического состояния студентов в контексте решения специфических личностных кризисов, которые имеются на каждом курсе профессионального обучения. prospects during professional training is substantiated; practical recommendations on the ways to optimize life projecting by means of the educational environment organization are suggested. Basing on the author’s conceptual model and the results of the empirical research, the article is aimed at substantiating the range of problems of the formation of life perspective during professional training; as well as suggesting practical recommendations on the ways to optimize life projecting by organizing educational environment of a higher educational institution. Life prospect is defined as a dynamic image of the desired or conscious future that plays activating, directing and prognostic role in human activity regulation. It is shown that in the process of educational socialization approaching, extension and specification of life prospect takes place by fixing life plans in new spheres of life. The stages of life perspective in the course of study at a higher educational institution are described. An important socialization factor is subjective position of a student, which conditions the choice of socialization resources required for the effective adaptation and self-development. The following components of the educational socialization are singled out: educational, environmental, interactive, and professionalizing. These components are passively perceived by a student, mediated through his/her skills, abilities, personality traits, motivation and scope of structuring time, forming features of life prospect. One can effectively influence the formation of the coordinated life prospect by social and psychological training. However, the implementation of such a training has limitations because its members are immersed in the microlevel of functioning of socializing influences. Professional, interactive, environmental and educational direction of impact of educational socialization function mainly at the mesolevel - the level of cultural, social, informational, regulatory and supervisory, organizational and material environment of a particular higher educational institution. Therefore, there is a need for the purposeful organization and transformation of the educational environment in order to promote life prospects of students. The relevant recommendations for the administration and heads of departments describe a generalized portrait of a graduate - ideal reference image, personality formation project that embodies values, traditions and opportunities of a specific educational institution (specific areas to create such an image based on the competency model are suggested). It is emphasized that focus of higher education on the development of the professional competencies of students enables forming professionals ready to determine themselves, adequately assess and adjust their own lives. Practical ways to enhance the subject activity of students have been outlined. The recommendations for lecturers of subject disciplines direct didactic planning to be focused on the development of key competencies of students. The recommendations for specialists in educational work describe monitoring of the psychological condition of students in the context of solving specific personal crises that arise during each course of professional training.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectжиттєва перспективаuk
dc.subjectобраз майбутньогоuk
dc.subjectосвітня соціалізаціяuk
dc.subjectжизненная перспективаuk
dc.subjectжизненный планuk
dc.subjectобразовательная социализацияuk
dc.subjectкомпетенцияuk
dc.subjectlife prospectuk
dc.subjectlife planuk
dc.subjecteducational socializationuk
dc.subjectcompetenceuk
dc.titleПрактичні рекомендації щодо формування життєвої перспективи студентів через організацію освітнього середовищаuk
dc.title.alternativeПрактические рекомендации по формированию жизненной перспективы студентов через организацию образовательной средыuk
dc.title.alternativePractical recommendation on the formation of life prospect of students through the organization of edncational environmentuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Білодід В. М..pdf389.28 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.