Please use this identifier to cite or link to this item: dspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1072
Full metadata record
DC FieldValueLanguage
dc.contributor.authorДенисов, І. Г.-
dc.contributor.authorDenysov, I. G.-
dc.date.accessioned2018-12-14T08:36:35Z-
dc.date.available2018-12-14T08:36:35Z-
dc.date.issued2016-
dc.identifier.citationДенисов, І. Г. Характерологічні властивості підлітків як детермінанти асоціальної поведінки / І. Г. Денисов // Наука і освіта : наук.-практ. журнал . – 2016. – № 2-3. – С. 50-55.uk
dc.identifier.issn2311-8486-
dc.identifier.uridspace.pdpu.edu.ua/jspui/handle/123456789/1072-
dc.description.abstractУ статті проаналізовано дослідження про асоціальну поведінку як поведінку, що суперечить нормам, прийнятим у суспільстві, зумовлюється сукупністю зовнішніх та внутрішніх передумов і чинників, які визначають психологічні особливості її становлення та прояву. Виявлено, що зовнішні передумови можуть впливати на макрорівні (соціально-економічні проблеми, суспільні цінності) та мікрорівні (помилки сімейного і шкільного виховання, цінності референтних груп). Доведено, що в підлітків з асоціальною поведінкою значно більше виражені більшість видів акцентуацій характеру на відміну від учнів, поведінка яких відповідає соціальним нормам, і яким більш властивим є лише один вид акцентуацій – гіпоманія. Це дозволяє стверджувати, що акцентуації характеру є важливим чинником асоціальної поведінки і, у свою чергу, усвідомлення підлітками подібних власних характерологічних особливостей можна розглядати як чинник профілактики асоціальної поведінки в підлітковому віці.В статье проанализированы исследования об асоциальном поведении как поведении, которое противоречит нормам, принятым в обществе, что обусловлено совокупностью внешних и внутренних предпосылок и факторов, которые определяют психологические особенности его формирования и проявления. Выявлено, что внешние предпосылки могут влиять на макроуровне (социально-экономические проблемы, общественные ценности) и микроуровне (ошибки семейного и школьного воспитания, ценности референтних групп). Важно помнить, что девиантное поведение характеризуется отклонениями от принятых норм, которые могут быть как позитивными (скажем, творческая одарѐнность), так и негативными. Негативное девиантное поведение подразделяется на аморальное (поступки, которые противоречат нормам морали), противоправное (поступки противоречат правовым нормам), преступное (когда нарушается граница норм криминального законодательства). Уместной представляется нам идея о том, что «научение» асоциальному поведению происходит в процессе интеракции (взаимодействия) с другими индивидами через овладение: а) техниками реализации асоциального поведения; б) специфическим мотивационным направлением и оправданием этого поведения. К индивидуально-психологическим предпосылкам асоциального поведения относятся особенности самосознания, акцентуации характера, уровень агрессивности личности, особенности ценностно-смысловой сферы личности (доминирую- щие в ней жизненные ценности). Доказано, что у подростков с асоциальным поведением значительно сильнее выражены большинство акцентуаций характера в отличии от тех, у кого поведение соответствует социальным нормам и для которых более свойственен только один вид акцентуаций – гипомания. Это позволяет утверждать, что акцентуации характера являются важным фактором асоциального поведения и, в свою очередь, осознание подростками собственных характерологических особенностей можно рассматривать как фактор профилактики асоциального поведения в подростковом возрасте. Дальнейшие исследования предполагают разработку комплексной программы психодиагностики, прогнозирования, психопрофилактики и психокоррекции асоциального поведения подростков.The article deals with the peculiarities of asocial behaviour as a kind of behaviour which contradicts the norms accepted by a society, is preconditioned by the complex of external and internal prerequisites and factors that determine the psychological characteristics of its formation and manifestation. It has been revealed that external prerequisites can affect a personality at the macro-level (social and economical problems, social values) and micro-level (mistakes of family and school education, values of referent groups). It is important to remember that deviant behaviour is characterized by the departure from the accepted norms, which can be both positive (for example, creative giftedness) and negative. Negative deviant behaviour can be divided into immoral (deeds which contradict moral standards), illegal (deeds contradict the legal rules), and criminal (when deeds contradict the norms of criminal laws). “Teaching” asocial behaviour takes place in the process of interaction with other individuals though the mastering of the techniques of asocial behaviour implementation; specific motivational orientation and justification of this kind of behaviour. The individual psychological prerequisites of asocial behaviour include peculiarities of self-consciousness, character accentuation, level of aggressiveness, features of axiological and meaningful spheres of a personality (the dominant life values). It has been proven that adolescents with asocial behaviour are characterized by a greater degree of manifestation of most character accentuations as distinct from those, whose behaviour meets social standards and who is characterized by just one of the accentuations – hypomania. It allows to state that character accentuations are an important factor of asocial behaviour and in its turn, adolescents’ awareness of their own characteristic features can be considered as a factor of preventative measures of asocial behaviour in adolescence. The further researches involve the development of complex programme of psychodiagnostics, prediction, psychological prophylaxis, as well as psychocorrection of asocial behaviour of adolescents.uk
dc.language.isootheruk
dc.publisherПівденноукраїнський національний педагогічний університет імені К. Д. Ушинськогоuk
dc.subjectповедінкаuk
dc.subjectасоціальна поведінкаuk
dc.subjectдетермінанти асоціальної поведінкиuk
dc.subjectпідлітковий вікuk
dc.subjectпідлітокuk
dc.subjectособистість підліткаuk
dc.subjectхарактерuk
dc.subjectхарактерологічні властивості особистостіuk
dc.subjectповедениеuk
dc.subjectасоциальное поведениеuk
dc.subjectдетерминанты асоциального поведенияuk
dc.subjectподростковый возрастuk
dc.subjectподростокuk
dc.subjectличность подросткаuk
dc.subjectхарактерuk
dc.subjectхарактерологические свойства личностиuk
dc.subjectbehavioruk
dc.subjectasocial behavioruk
dc.subjectasocial behavior determinantsuk
dc.subjectadolescenceuk
dc.subjectadolescentuk
dc.subjectadolescent’s personalityuk
dc.subjectcharacteruk
dc.subjectcharacteristic features of a personalityuk
dc.titleХарактерологічні властивості особистості підлітків як детермінанти асоціальної поведінкиuk
dc.title.alternativeХарактерологические свойства личности подростков как детерминанты асоциального поведенияuk
dc.title.alternativeCharacteristic features of adolescents'personality as asocial behavioour determinantsuk
dc.typeArticleuk
Appears in Collections:2016

Files in This Item:
File Description SizeFormat 
Ігор Геннадійович Денисов.pdf298.46 kBAdobe PDFView/Open


Items in DSpace are protected by copyright, with all rights reserved, unless otherwise indicated.